[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЧЕККЕТТИ (Cecchetti) Энрико (21.6.1850, Рим, - 12.11.1928, Милан), итальянский артист, балетмейстер, педагог. Сын танцовщика и балетмейстера Чезаре Ч. Обучался во флорентийской Академии танца, сначала у Баратти, затем у Дж. Лепри (ученика К. Блазиса). Дебютировал в 1868 в балете "Никколо де'Лапи", поставленном отцом (театр "Пальяно", Флоренция). Выступал в городах Италии, в 1870 впервые в "Ла Скала". Гастролировал в Дании, Норвегии, Голландии, Германии, Австрии, России (впервые в 1874). С 1885 ведущий танцовщик "Ла Скала", где исполнял гл. партии в балетах "Эксцельсиор" и "Любовь" Маренко (балетм. Л. Манцотти). В 1887 гастролировал с собственной труппой в петербургском летнем театре "Аркадия", где были показаны балеты Ч.: "Сила любви", "Мечта художника" (по Ж. Перро), сокращённые версии балетов "Эксцельсиор" и "Сиэба" (пост. Манцотти). Как танцовщик с большим успехом выступил в балете "Гарлемский тюльпан" Шеля (балетм. Л. И. Иванов и М. И. Петипа). В этом же году стал первым танцовщиком, с 1890 - балетмейстером и с 1892 - репетитором Мариинского театра. Ч. был танцовщиком-виртуозом, первым исполнителем партий: Голубая птица ("Спящая красавица", 1890), Бог ветра Вайю ("Талисман" Дриго, 1889). В 1892-1902 преподавал в Петерб. театр. училище (с 1893 - педагог мимики, с 1896 - классич. танца). Был постановщиком (совм. с Петипа и Ивановым) танцев 1-го и 3-го действий балета "Золушка" Шеля (1893, Мариинский театр). Из-за конфликта с дирекцией императорских театров уехал в Варшаву, где с 1902 руководил школой при варшавской Опере. В 1906 вернулся в Петербург, где открыл школу. В 1911-21 гл. педагог-репетитор Русского балета Дягилева, исполнял также мимич. роли: фея Карабос ("Спящая красавица"), Фокусник ("Петрушка"), Кащей ("Жар-птица"), Евнух ("Шехеразада") и др. Ч. был учителем А. П. Павловой, сопровождал её в турне по США (1913). В 1918 основал школу в Лондоне, в 1923 возвратился в Италию, открыл в 1925 школу в Милане. Последние выступления Ч. состоялись в 1922 в Лондоне (Русский балет Дягилева), в 1926 в Милане. Ч. был выдающимся педагогом классического танца. Его деятельность сыграла значительную роль в воспитании нескольких поколений артистов балета в России и др. европ. стран. В числе его учеников в разное время были: В. А. Трефилова, Павлова, О. И. Преображенская, Л. Н. Егорова, М. Ф. Кшесинская, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинскнй, М. М. Фокин, Л. В. Лопухова, А. Я. Ваганова, Ю. Н. Седова, Б. Г. Романов, А. А. Горский, А. Р. Больм, М. М. Мордкин, С. Лифарь, Н. де Валуа, А. Д. Данилова, А. Маркова и др. Пребывание в среде деятелей рус. балетного театра оказало значит. влияние на исполнительское искусство Ч., а также на педагогич. метод, выработанный им специально для рус. учеников и отличавшийся чёткой систематизацией. Ч. добивался максимального развития техники (учитывая индивидуальные данные учеников), овладения особенностями виртуозной техники итал. школы и усвоения чистоты стиля классического танца. Метод Ч. был изучен и зафиксирован С. Бомонтом, который написал в 1922 совм. с С. Идзиковским "Учебник теории и практики классического театрального танца по методу Ч.". В том же году в Лондоне было организовано Общество Ч. (в дальнейшем Британское общество учителей танца).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета