[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЧИЛИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛЕТ, Национальный балет (Ballet Nacional), одна из ведущих трупп Чили. До 1957 назывался Балет Чилийского университета. Осн. в 1945 К. Йоссом и Э. Утхоффом. В 1941 в Сантьяго Утхоффом и Л. Боткой была открыта танц. школа при Институте распространения музыки Чилийского университета. Ученики этой школы в 1942 начали выступать сначала в операх, затем в танц. спектаклях ("Венское каприччио" на муз. И. Штрауса, балетм. Утхофф, 1942). Школа переросла в проф. труппу и в 1945, после пост. Утхоффом "Коппелии", выступления стали регулярными. Преподавание в школе велось по системе Йосса - Ледера, в её основе - экспрессионистич. танец (Йосс ставил балеты в 1948, Ледер преподавал в 1959-64). С 1950 классический танец там вела Е. Д. Полякова (быв. артистка Мариинского театра), что впоследствии позволило балетмейстерам, ставившим спектакли в труппе, использовать в постановках труппы технику этого танца. Репертуар складывался из произв. нем. экспрессионистич. танца и близких ему школ: балеты Йосса - "Зелёный стол"; "Большой город" на муз. Тансмана, "Юность" на муз. Генделя (1948); Утхоффа - "Легенда об Иосифе", "Дон Жуан", "Петрушка"; "Кармина бурана" Орфа, "Алотрия" на муз. И. Штрауса, "Блудный сын" и др. Труппа ставила также произв. композиторов Чили и др. стран Лат. Америки. Первый нац. балет "Порог сна" Оррего Саласа (1951) был пост. балетм. М. Солари; балетм. П. Бунстер пост. "Калаукан" Чавеса (1959), "Сурасо" Хинастеры (1962), "Каникуа" Брубека (1965). Среди работ др. чилийских балетмейстеров: Х. Балдрич - "Сказка о ведьмах" Бесерры (1963), Х. Сильвы - "Люди, ставшие ничем" Лефевра (1967), а также постановки балетм. Р. Стуийфа, В. Ронкаль. В труппе ставили спектакли хореографы из др. стран: Б. Кульберг, Дж. Тарас, Дж. Батлер, П. Конер. Наиболее известные танцовщики 50-60-х гг.: Солари, Ронкаль, Х. Полл, М. Э. Аранхис, Стуийф, М. Сомоса. В 1945-65 труппой руководил Утхофф, с 1965-66 - Ч. Диксон (пост. "Щелкунчик") и затем Д. Кэри (пост. балеты "Жар-птица" и "Бескрылая победа" Ревуэльтаса). После 1965 труппа переживала творческие и финансовые трудности. Большое значение для воспитания молодых танцовщиков имела работа в школе сов. специалиста Е. П. Валукина (работал с 1969, пост. с учениками школы миниатюры К. Я. Голейзовского "Скрябиниану" и "Хореографические композиции", 1971, музыка сборная). С 1967 труппу возглавлял П. Бунстер. В числе его пост.: "Три лика луны" на муз. Ноно, Мадерна и Александера (1966), "Пустой стул" Фальябельи (1968), "Катрала спускается" Берио (1969) и др., он также возобновлял балеты Йосса и Утхоффа. В нач. 70-х гг. в труппе: Ронкаль, Р. Ормаэче, Х. Риверос, М. Гутьеррес, Ф. Кортисо, Стуийф. Коллектив выступает в помещении театра при факультете музыки Чилийского университета. Много гастролирует по стране.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета