[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЯКОБСОН Леонид Вениаминович [2(15).1.1904, Петербург, - 17.10.1975, Москва, похоронен в Ленинграде], советский артист и балетмейстер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). По окончании Ленингр. хореографич. училища (педагог В. И. Пономарёв), в 1926-33 артист, в 1942-50 и 1956-75 - балетмейстер Театра им. Кирова. В 1933-42 артист и балетмейстер Большого театра. Исполнял классич. и гротесковые партии (Гость в костюме летучей мыши - "Щелкунчик", балетм. Ф. В. Лопухов; Кот в сапогах - "Спящая красавица"; Акробат - "Красный мак", и др.). Балетмейстерскую деятельность начал ещё в ученические годы (ставил концертные номера). Первая крупная работа - пост. 2-го акта балета "Золотой век" Шостаковича (1930, Ленингр. театр оперы и балета). Продолжатель и последователь М. М. Фокина, Я. всегда шёл "против течения". В молодости он отрицал классич. танец, в зрелости стал инициатором возвращения в балетный театр танцевальной пластики, раздвинув её выразительные возможности и применяя в разных жанрах. Утверждал драматический балет, используя при этом специфически хореографич. способы решения сюжета. Всегда искал новые выразительные средства и формы, переносил в балет образы и приёмы смежных искусств. Сквозной темой его творчества стало осмеяние и осуждение разных форм зла и социальных пороков. Ведущая форма балетмейстерского творчества Я. - хореографическая миниатюра. Лучшие из уже созданных и новые миниатюры были объединены в спектакль "Хореографические миниатюры" (1959, Театр им. Кирова). В их числе: "Охотник и птица" на муз. Грига, "Размышление" на муз. Чайковского, "Слепая" на муз. Понса - Хейфица, "Венский вальс" на муз. Р. Штрауса, "Тройка" на муз. Стравинского, "Кумушки" Аранова, "Подхалим" Цитовича, "Триптих на темы Родена" на муз. Дебюсси ("Вечная весна", "Поцелуй", "Вечный идол").
Пост. балеты: "Чавдарчо" ("Пионерия") Волошинова и Чулаки (Ленингр. хореографич. училище, 1932), "Тиль Эйленшпигель" Р. Штрауса (там же, 1933), "Утраченные иллюзии" Асафьева (1936, Свердловский театр), "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (Ленингр. хореографич. училище, 1944), "Испанское каприччио" (там же, 1944; 1952, Ленингр. Малый театр), "Каменный гость" (1946, Ленингр. хореографич. училище), "Шурале" ("Али-Батыр", 1950, Театр им. Кирова; Гос. пр. СССР, 1951; 1955, Большой театр), "Сольвейг" на муз. Грига (1952, Ленингр. Малый театр), "Спартак" (1956, Театр им. Кирова; 1962, Большой театр), "Клоп" Отказова и Фиртича (1962), "Новеллы любви" на муз. Равеля (1963), "Двенадцать" Тищенко (1964), "Страна чудес" Шварца (1967) - все в Театре им. Кирова. Я. был худ. руководителем ленингр. ансамбля Хореографические миниатюры, где пост.: "Па-де-де" и "Полёт Тальони" на муз. Моцарта, "Па-де-труа" на муз. Россини, "Па-де-катр" на муз. Беллини, "Средневековый танец с поцелуями" на муз. Прокофьева, "Паоло и Франческа" и "Минотавр и Нимфа" (оба на муз. Берга), "Бродячий цирк", "Контрасты" и "Негритянский концерт" на муз. Стравинского, "Экзерсис XX" на муз. Баха, "Симфония бессмертия" на муз. Тищенко, "Город" на муз. Веберна, "Блестящий дивертисмент" Глинки, "Моцартиана", "Сюрприз" на муз. Гайдна, Шесть па-де-де; "Клоп" и "Свадебный кортеж" на муз. Шостаковича, и др.
Соч.: Ассоциация нового балета, "ЖИ", 1928. No 43; За балетмейстерскую смену, "Р и Т", 1929, No 39; Пути советской хореографии, там же, 1931, No 26; Тайна власти художника, в кн.: Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, Л., 1971.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ЯК..

ШЕКСПИР

ШИКАНЯН

ШИЛЛИНГ

ШИРОКОВ

ШЛЯМОВА

ШЛЯПИНА

ШМЫРОВА

ШНЕЙДЕР

ЩЁГОЛЕВ

ЭЛЬСЛЕР

ЭПИЗОДЫ

ЭСТОНИЯ

ЭЧЕВЕРИ

ЮЛТЫЕВА

ЮРИСАЛУ

ЮСУПОВА

ЮШКЕВИЧ

ЯГ-МОРТ

ЯГМИНАС

ЯРОЦКИЙ

ЯРУЛЛИН

ЯРЫГИНА

[c] Энциклопедия балета