[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


АЛОНСО (Alonso) Алисия (настоящая фамилия - Мартинес дель Ойо; Martinez del Oyo) (р. 21.12.1921, Гавана), кубинская артистка, балетмейстер. Училась в Гаване, затем в Нью-Йорке в школе Вильтзак-Шоллар и Школе амер. балета. В 1939-60 (с перерывами) - в труппе "Балле тиэтр" (с 1957 "Американ балле тиэтр"). В 1941 в труппе Общества муз. искусства (Гавана), в 1955-57 в "Балле рюс де Монте-Карло". В 1948 в Гаване совм. с Фернандо и Альберто А. создала труппу Балет Алисии А. (с 1959 - Нац. балет Кубы), в 1950 организовала также в Гаване школу "Академия де бальет Алисия Алонсо" (рук. совм. с Фернандо А.). Среди лучших партий: Жизель, Одетта - Одиллия, Сванильда; Терпсихора ("Аполлон Мусагет"). Первая исполнительница партий в балетах: А. Тюдора - Ате ("Подводное течение" Шумена, 1945); Дж. Баланчина - гл. партия ("Тема с вариациями" на муз. Чайковского, 1947); А. Де Милль - Лиззи ("Легенда Фолл Ривер" Гулда, 1948); Альберто А. - Кармен ("Кармен-сюита", 1967); А. Мендеса - Маргарита Готье ("Мы увидимся вчера вечером, Маргарита" на муз. Соге, 1971), па де де ("Пери" Бургмюллера, 1976); Х. Лефебра - Иокаста ("Эдип-царь" на муз. коллаж, 1970) и др. Возобновила в парижской Опере балет "Жизель" (1972), "Спящую красавицу" (1974) и др. А. - основоположница кубин. балета, его первая и самая значит. балерина. Одна из крупнейших классич. танцовщиц. Виртуозность, лёгкость, стремительность сочетаются у неё с драматич. темпераментом, позволяющим передать трагич. переживания. Поставила ряд оригинальных балетов. Гастролирует в др. странах (1958, 1960, 1972, 1979 - в СССР).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

АЛОНСО (Alonso) Альберто (р. 22.5.1917, Гавана), кубинский артист, балетмейстер, педагог. Учился в Гаване у Н. Яворского, в Лондоне у С. Идзиковского, затем в Париже у О. И. Преображенской. Работал в труппах Общества муз. искусства (1933-35, Гавана), "Балле рюс де Монте-Карло" (1935-41) и др. франко-рус. труппах (1935-41), в "Балле тиэтр" (1944-45, Нью-Йорк), Балет Алисии А. (1948-66; с 1959 - Нац. балет Кубы), где был солистом и балетмейстером (в 1948 совм. с братом Фернандо А. и Алисией А. организовал эту труппу; в 1967-73 гл. балетмейстер). С 1941 начал ставить балеты а к 60-м гг. стал ведущим балетмейстером Кубы. В 1941-60 руководил балетной школой Общества муз. искусства. С 1961 рук. Экспериментальной балетной труппы. Партии: в балетах М. М. Фокина - Арап ("Петрушка"), Половецкий воин ("Половецкие пляски"), Сплетня ("Паганини" на муз. Рахманинова) и др. Пост.: "Концерт" на муз. Вивальди и Баха (1943), "Перед рассветом" Гонсалеса (1947), "Кармен-сюита" (1967, Большой театр, Москва, а также в "Метрополитен-опера", Софийской нар. опере, Венг. оперном театре и др.), "Пространство и движение" на муз. Стравинского (1965), "Ромео и Джульетта" на муз. Берлиоза (1968), "Спряжение" на муз. коллаж (1970), "Вьетнам: урок" Броуэра (1973) и др. В 1974-76 нац. директор зрелищных мероприятий.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

АЛОНСО (Alonso) Фернандо (р. 27.12.1914, Гавана), кубинский артист, педагог. Учился у М. М. Мордкина, А. И. Вильтзака в Школе амер. балета. Дебютировал в труппе Балет Мордкина. Выступал в "Балле караван" (1939-40), "Балле тиэтр" (1933-41, 1942-1948, Нью-Йорк), в 1941-43 солист труппы Общества муз. искусства (Гавана). В 1948 совм. с женой Алисией А. и братом Альберто А. организовал труппу Балет Алисии А. (с 1959 - Нац. балет Кубы; с того же года генеральный директор этой труппы). Партии: Альберт, Зигфрид, Франц; в пост. балетм. А. Де Милль - Дьявол ("Три девы и дьявол" на муз. Респиги), А. Тюдора - Меркуцио ("Ромео и Джульетта" на муз. Дилиуса), М. М. Фокина и Д. Лишина - Аякс ("Елена Прекрасная" на муз. Оффенбаха) и др. Пост.: "Пеллеас и Мелизанда" на муз. Дебюсси (1943). Преподаёт в Школе балета в Гаване. С 1975 директор труппы Балет Камагуэя.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета