[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


АНДЖОЛИНИ (Angiolini) Доменико Мария Гаспаро (9.2.1731, Флоренция, - 5.2.1803, Милан), итальянский балетмейстер, артист, либреттист и композитор. С 1748 выступал как танцовщик в Италии, Германии, Австрии. В 1757 в Турине начал ставить балеты. С 1758 работал в Вене, где учился у австр. хореографа Ф. Хильфердинга. Один из основоположников действенного балета. В предисловиях к программам балетов А., опираясь на эстетику Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо, отдавал предпочтение выразит. пантомиме перед бессодержательным "фигурным танцем". А. разделял балетные жанры на четыре группы: гротеск, комический, полухарактерный и высокий. Важнейшее место балетмейстер отводил музыке, считая, что она "являет собою поэзию балетов-пантомим". В 1761 пост. в Вене балет "Дон Жуан" Глюка на либр. Р. Кальцабиджи. А. создал новое для муз. театра зрелище. Отойдя от традиц. сюжетов мифологии и древней истории, он взял за основу комедию Мольера, назвав её "испанской трагикомедией". А. показал обычаи и нравы реальной жизни в правилах комедии, а в трагич. развязку внёс элементы фантастики, чтобы усилить нравственный вывод. В 1763-64 состоялись премьеры героич. балетов "Клеопатра", "Фетида и Пелей", "Ифигения" и комич. балета "Приключения в серале" Скарлатти. В балете Глюка "Семирамида" (1765) на сюжет одноим. трагедии Вольтера А. трактовал античность в свете идей Вольтера и франц. энциклопедистов. В 1766-72, 1776-79, 1782-86 работал в Петербурге и Москве; пост. балеты: "Оставленная Дидона" (1766), "Семира" по трагедии А. П. Сумарокова (1772), "Ариадна и Тезей" (1776), "Китайский сирота" по трагедии Вольтера (1777) на собств. музыку и др.
Творч. взгляды А. изложил в полемич. брошюре (Милан, 1773), содержавшей два письма к балетм. Ж. Ж. Новеру, где обвинил его в нарушении правила трёх единств поэтики классицизма, в недооценке муз. основы балетного спектакля, отрицал пользу записи танцев. Спор двух балетмейстеров вскрыл противоречия между эстетикой классицизма и нарождавшейся эстетикой сентиментализма. В 1774 вновь сотрудничал в Вене с Глюком, пост. его балет "Китайский сирота". Последние годы жизни А. работал в миланском театре "Ла Скала". Среди пост.: "Федра" (1788), "Лоренцо", "Амур и Психея" (1789). В конце века стал участником освободит. борьбы против австр. владычества. В 1799-1801 находился в тюрьме; выйдя на свободу, больше не работал в театре. Четверо сыновей А. посвятили себя балетному театру. Наиболее талантливым был Пьетро А. (1764-1830), работавший в Италии.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета