[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


АШТОН, Эштон (Ashton) Фредерик [р. 17.9.1904, Гуаякиль (Эквадор)], английский артист, балетмейстер. Учился у Л. Ф. Мясина (1924) и М. Рамбер (1925). В 1928 танцовщик Труппы И. Л. Рубинштейн, в 1926 и 1928-35 - "Балле Рамбер". С 1926 начал ставить балеты, привлёкшие внимание самостоятельностью хореографич. мышления; первая пост. "Трагедия моды" на муз. Гуссенса, в которой А. исполнил партию Портного. В труппе "Балле Рамбер" пост. "Сюиту каприоль" Уорлока (1930) и "Маски" Пуленка (1933). В 1931 создал для Общества Камарго пародийный балет "Фасад" (сохраняется в репертуаре мн. трупп), в 1935 перешёл в труппу "Сэдлерс-Уэллс балле", став ведущим балетмейстером и одним из её художеств. руководителей. В 1946, после перехода труппы в театр "Ковент-Гарден", создал "Симфонические вариации" на муз. Франка - образец классики англ. балетного театра. В 1948 пост. первый многоактный балет "Золушка", затем в 1955 "Ромео и Джульетту" для Королевского датского балета. В 1963-70 худ. рук. и балетмейстер Королевского балета (Лондон). Наиболее известные пост. А. - комедийный балет "Тщетная предосторожность" Герольда - Ланчбери (1960) и романтич. "Ундина" (1958). В течение мн. лет А. ставил балеты для М. Фонтейн, его лучшая хореография создана с учётом её индивидуальности. Наиболее интересная работа кон. 60-х гг. - "Загадочные вариации" на муз. Элгара (1968). В балетах широко использовал технику классического танца. Поставил фильмы-балеты: "Сказки Гофмана" (1950) и "Сказки Беатрис Поттер" (1971). Исполнял ведущие партии (до 1937) во многих своих постановках несмотря на то, что недостаточно владел техникой классического танца, т. к. поздно начал учиться: Кавалер ("Сюита каприоль" Уорлока), Даго ("Фасад"), Лебедь ("Леда" на муз. Глюка), Зигфрид, фея Карабос и др. Впоследствии создал мимич. образы в лучших традициях англ. пантомимы: одна из уродливых сестёр в "Золушке", ежиха Тигги Уинкль в фильме-балете "Сказки Беатрис Поттер".
Пост. св. 80 балетов, в т. ч. в "Сэдлерс-Уэллс балле" - "Свидания" на муз. Обера (1933), "Видения" на муз. Листа - Ламберта (1936), "Конькобежцы" на муз. Мейербера (1937), "Свадебный букет" Бернерса (1937), "Данте-соната" на муз. Листа (1941), "Дафнис и Хлоя" (1951), "Сильвия" (1952); "Приношение в день рождения" на муз. Глазунова (1956); в Королевском балете (Лондон), - "Два голубя" Мессаже (1961), "Персефона" Стравинского (1962), "Сон" на муз. Мендельсона (1964), "Джаз календарь" Беннетта (1968), "Плач волн" Массона и "Творения Прометея" (оба - 1970), "Сьеста" Уолтона, "Путешествие в Эдем" Дилиуса (оба - 1972), "Месяц в деревне" (по пьесе И. С. Тургенева) на муз. Шопена - Ланчбери (1976). Показан спектакль-концерт "В честь Фредерика Аштона" (1970), в программу которого вошли отрывки из 36 балетов А.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета