[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ARABESQUE (арабеск, франц., букв. - арабский), одна из основных поз классического танца, отличие которой - поднятая назад нога с вытянутым (а не согнутым как в позе attitude) коленом. В рус. школе классического танца приняты четыре вида А. I и II - ноги в положении efface. В I А. - рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперёд, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз. Корпус слегка наклонён, но спина вогнута (это относится и к др. видам А.). Во II А. - вперёд направлена рука, соответствующая поднятой ноге, др. отведена в сторону и иногда виднеется из-за спины. Голова повёрнута к зрителям. III и IV - ноги в положении croise. В III А. - соответствующая поднятой ноге рука устремляется вперёд, к ней направлен взгляд, другая рука отведена в сторону. В IV А. - впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развёрнут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. А. исполняется на вытянутой ноге, в plie, на полупальцах, на пуантах, в прыжке, с поворотом и вращениями. Позу можно бесконечно варьировать. Изменения в позициях ног и рук, положении спины, головы, направленности взгляда влечёт за собой преображение выразительной сути А. (напр., в балетах Ж. Коралли и Ж. Перро, М. И. Петипа и Л. И. Иванова, М. М. Фокина, Ю. Н. Григоровича).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета