[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


АСАФЬЕВ Борис Владимирович (лит. псевд. - Игорь Глебов) [17(29).7.1884, Петербург, - 27.1.1949, Москва], советский музыковед и композитор. Нар. арт. СССР (1946), акад. АН СССР (1943). В 1908 окончил историко-филологич. факультет Петерб. университета, в 1910 - Петерб. консерваторию (по классу композиции А. К. Лядова). С 1910 работал концертмейстером балета Мариинского театра. Автор разд. муз. сочинений, в т. ч. балетов. Первые из них - "Белая лилия" (1915, Народный дом, балетм. Н. Г. Легат), "Пьеро и маски" (1914), "Карманьола" (1918) и др. А. сыграл важную роль в идейно-художеств. обогащении и расширении тематики балетного театра, приобщении его к большой литературе. Им были написаны балеты на сюжеты А. С. Пушкина - "Бахчисарайский фонтан" (1934, Театр им. Кирова, балетм. Р. В. Захаров, реж. С. Э. Радлов), "Кавказский пленник" (19.38, Ленингр. Малый театр, балетм. Л. М. Лавровский), "Барышня-крестьянка" (1946, Большой театр, балетм. Р. В. Захаров), "Каменный гость" (на материале исн. песен в записи Глинки, 1946, спектакль Ленингр. хореографич. училища, на сцене Театра им. Кирова, балетм. Л. В. Якобсон); Н. В. Гоголя - "Ночь перед Рождеством" (1938, спектакль Ленингр. хореографич. училища, на сцене Театра им. Кирова, балетм. В. А. Варковицкий); М. Ю. Лермонтова - "Ашик-Кериб" (1940, Ленингр. Малый театр, балетм. Б. А. Фенстер); М. Горького - "Красавица Радда" ("Радда и Лойко", 1938, театр "Остров танца" ЦПКиО, Москва, балетм. А. В. Шатин); А. И. Куприна - "Суламифь" (1941, Свердловский театр, балетм. В. А. Кононович); О. Бальзака - "Утраченные иллюзии" (1936, Театр им. Кирова, балетм. Захаров); Данте - "Франческа да Римини" (1947, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Н. С. Холфин). В балетном творчестве А. получила отражение героика Гражданской войны 1918-20 ("Партизанские дни", 1937, Театр им. Кирова, балетм. В. И. Вайнонен) и освободит. борьба народов против фашизма ("Милица", 1947, театр и балетм. те же). В муз. драматургии сценич. произв. А. (оперных и балетных) важна роль лейтмотивов, характеризующих гл. действующих лиц, сценич. ситуации. Композитор стремился воссоздать интонационную атмосферу эпохи. В балете "Пламя Парижа" (1932, Театр им. Кирова, балетм. В. И. Вайнонен, реж. С. Э. Радлов) А. использовал мелодии эпохи Великой франц. революции и произв. композиторов того времени. Лучшие из балетов А. "Пламя Парижа" и "Бахчисарайский фонтан" заняли прочное место в репертуаре сов. и зарубежных муз. театров. Гос. пр. СССР (1943, 1948). Крупный учёный, музыковед, А. раскрыл в своих трудах новаторское значение балетов Чайковского, Глазунова, Стравинского, Прокофьева, дал теоретич. обоснование принципа симфонизма в балетной музыке. Ряд статей А. посвящён анализу собств. балетного творчества.
Соч.: Избр. труды, т. 1-5, М., 1952-57 (в 5 т. имеется подробная библ. и нотография); О балете, Л.. 1974.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета