[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


БАХ (Bach) Иоганн Себастьян (21.3.1685, Эйзенах, - 28.7.1750, Лейпциг), немецкий композитор и органист. Б. создал мн. произведений во всех совр. ему муз. жанрах, кроме оперы и балета (хотя он часто использовал старинные и совр. ему танц. формы). Философская значительность и гуманизм творчества Б., неисчерпаемая глубина муз. образов привлекают мн. хореографов 20 в., которые стремятся к пластич. воплощению сложной полифонич. ткани произведений Б. или используют их как основу действенных балетов (обычно филос. содержания). Среди постановок: "Этюд Баха" (1931, балетм. Б. Ф. Нижинская), "Стихии" на муз. увертюры-сюиты си минор (1937, балетм. М. М. Фокин), "Кончерто барокко" на муз. Концерта ре минор для 2 скрипок с орк. (1941, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Баланчин), "Dramma per musica" на музыку кантаты N201 (1946, Монте-Карло, балетм. С. Лифарь), "Юноша и смерть" на муз. Пассакальи и фуги до минор для органа, в орк. версии О. Респиги (1946, Балет Елисейских полей, балетм. Р. Пти), "Круг" на муз. Б. и П. Анри (1958, Нидерландский нац. балет, балетм. М. Бежар), "Диаграмма" на муз. Бранденбургского концерта N6 (1957, Париж, балетм. Ж. Шарра), "Хореографическое подношение" (1964, балетм. Х. Лимон), Бранденбургские концерты N 2 и 4 (1966, Лондон, балетм. Дж. Кранко); "Искусство станка" (1965), "Actus tragicus" на муз. кантат N 106 и 51 (1969), "Соната N5" (1970), "Наш Фауст" на муз. мессы си минор и аргентинских танго (1975, Балет XX века, Брюссель) - все балетм. М. Бежар; "Гольдбергские вариации" (1971, "Нью-Йорк сити балле", Нью-Йорк, балетм. Дж. Роббинс), "Опус Леметр" на муз. токкаты и фуги ре минор (1972, Париж, балетм. Х. ван Манен), "Эспланада" на муз. разл. соч. (1975, Нью-Йорк, балетм. П. Тейлор) и др.
В СССР: "Токката" на муз. токкаты, арии и фуги до мажор (1961, Пермь, балетм. М. М. Газиев); "Прелюдия и фуги" на муз. фуг ре мажор и ре минор, прелюдии ми бемоль минор из "Хорошо темперированного клавира" (1967, Большой театр, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв); "Ария" на муз. арии из оркестровой сюиты си минор (1969, Ленингр. филармония, балетм. Г. Д. Алексидзе); "Пассакалья" (1969, театр им. Палиашвили, балетм. Г. И. Давиташвили); "Симфония" на муз. "Рождественской оратории" (1973, Театр "Эстония", балетм. М. Мурдмаа); "Чаконна" на муз. чаконны ре минор (1974, Театр им. Палиашвили, балетм. Г. Д. Алексидзе).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
БА..

МОТ

МУР

НОО

ОРФ

ПЛА

ПТИ

РАО

РАШ

РЕЙ

РИЧ

РОУ

ХАС

ШОУ

ШУТ

ЭГК

ЭКК

[c] Энциклопедия балета