[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


"БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН", хореографическая поэма в 4 актах с прологом и эпилогом (по одноим. поэме А. С. Пушкина). Комп. Б. В. Асафьев, сцен. Н. Д. Волков. 28.9.1934, Театр им. Кирова, балетм. Р. В. Захаров, худ. В. М. Ходасевич, дирижёр Е. А. Мравинский; Мария - Г. С. Уланова, Зарема - О. Г. Иордан, Вацлав - К. М. Сергеев, Гирей - М. А. Дудко. 1946, возобн., там же, балетм. П. А. Гусев; Гирей - Б. В. Шавров, Мария - Н. Железнова, Зарема - А. Я. Шелест. 20.4.1936, Театр им. Немировича-Данченко, балетм. Р. В. Захаров, реж. П. А. Марков, дирижёр В. А. Эдельман, худ. В. М. Ходасевич; Мария - А. А. Урусова, Зарема - В. В. Кригер, Вацлав - В. В. Беликов, Гирей - А. А. Клейн. 11.6.1936, Большой театр, балетм. Р. В. Захаров, дирижёр Ю. Ф. Файер, худ. В. М. Ходасевич; Мария - В. П. Васильева, Зарема - Л. М. Банк, Вацлав - М. М. Габович, Гирей - П. А. Гусев. 1944, возобн. там же; Мария - М. С. Боголюбская, затем и Г. С. Уланова, Зарема - Е. Г. Чикваидзе, Вацлав - В. А. Преображенский. 1954, дирижёр Г. Н. Рождественский; Мария - М. В. Кондратьева, Зарема - Л. П. Шейн, Вацлав - А. М. Плисецкий, Гирей - В. Г. Захаров.
Среди пост. в др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Баку (1935, И. И. Арбатов; 1939, С. Н. Кеворков); Куйбышев (1936, А. Р. Томский; 1969, Э. Танн); Каунас (1938, Б. Келбаускас; 1961, Ю. Ястребов); Днепропетровск (1939, А. П. Гирман); Киев (1938, Г. А. Берёзова; 1961, В. И. Вронский); Свердловск (1938, С. Н. Сергеев; 1969, С. М. Тулубьева); Харьков (1938, И. И. Арбатов; 1962, И. В. Ковтунов); Ереван (1939, И. И. Арбатов); Минск (1939, К. Я. Голейзовский; 1973, Р. В. Захаров); Тбилиси (1939, С. Н. Сергеев; 1958, В. А. Ивашкин); Львов (1949, К. Я. Голейзовский; 1958, Н. И. Трегубов); Пермь (1941, Г. И. Язвинский; 1960, Р. В. Захаров, Н. И. Авалиани); Уфа (1945, Н. Зайцев, Ф. Саттаров; 1970, Саттаров); Казань (1946, Л. А. Жуков; 1972, Н. Юлтыева); Рига (1946, Е. А. Тангиева-Бирзниек); Одесса (1948, В. И. Вронский); Фрунзе (1948, Л. А. Жуков; 1964, Э. Мадемилова); Горький (1950, Г. И. Язвинский; 1967, М. М. Газиев); Новосибирск (1949, Е. Ефимов; 1972, Р. В. Захаров); Саратов (1951, В. Т. Адашевский; 1964, Л. Криевс); Душанбе (1954, Г. Р. Валамат-заде); Улан-Удэ (1954, М. С. Арсеньев; 1964, П. Т. Абашеев и А. Гонза); Челябинск (1956, А. Я. Бердовский; 1970, Л. Брунов); Кишинёв (1957, А. И. Проценко); Алма-Ата (1958, Р. В. Захаров); Петрозаводск (1958, К. В. Ставский); Якутск (1958, В. В. Козлов); Иркутск (1959, Т. Е. Куржиямская); Воронеж (1962, Т. Е. Рамонова); Ижевск ( 1962, В. В. Никитин); Оренбург (1964, С. Инсарский); Донецк (1966, Л. Криевс); Самарканд (1966, Г. И. Язвинский); Сыктывкар (1967, Л. А. Бордзиловская).
За рубежом: София (1945, Н. А. Анисимова); Бухарест (1947, С. А. Васильева); Бытом (1951, Е. Гогул); Тирана (1953, Г. Перкун); Братислава (1953, В. Ремар); Брно (1953, Р. Карганек); Будапешт (1952, Р. В. Захаров); Варна (1953, Н. А. Анисимова); Веймар (1955, Т. Шиллинг); Прага (1955, А. Р. Томский); Хельсинки ( 1956, Р. В. Захаров); Япония (1957, труппа "Микико Мацуяма"); Вроцлав (1959, З. Патковский); Познань (1959, З. Патковский); Белград (1961, Р. В. Захаров); Улан-Батор (1956, А. Хабаева); Базель (1965, В. Орликовский); Каир (1966, Р. В. Захаров) и др.
Поэтическая легенда о фонтане Бахчисарайского дворца воскрешает образы далёкого прошлого. Мария, дочь польского князя Адама, становится пленницей крымского хана Гирея. Её жених Вацлав убит во время набега татар на замок отца Марии. Пылкость чувств Гирея к Марии пробуждает ревность и жажду мщения Заремы - любимой жены Гирея. В отчаянии Зарема убивает Марию. Безутешный Гирей предаётся воспоминаниям о Марии.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета