[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ (англ. ballroom dances; нем. Gesellschaftstanze; франц. danses du salon; итал. ballo; исп. baile), совр. обозначение танцев, которые служат для массового развлечения и исполняются парой или бульшим количеством участников на танц. вечерах (балах). Б.т. часто называют также бытовым танцем. Процесс разделения фольклорного танца на крестьянский, бытовой (городской и придворный) и сценический (ритуальный храмовый, танец феодальной знати, народных потешников) шёл одновременно с развитием общества и его социальным расслоением. Нар. истоки Б.т. обеспечили его жизнеспособность и широкое распространение. Они способствовали становлению и творчески оплодотворяли процесс развития демократич. жанров и форм бытового танца у разл. народов. Б.т. возник в 15 в. в Италии, затем распространился во Франции, которая в 16-17 вв. стала его законодательницей.
Первоначально Б.т. не имел чётко установленной формы. Преобладали т.н. низкие танцы (бас-дансы) с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглёров и труверов на балы проникали нар. танцы, соответственно приспособленные к чопорности и этикету двора. Обычно танцы объединялись: напр., эстампа или бас-данс - с сальтареллой, павана - с гальярдой, курантой или канари. Большой популярностью в Италии и особенно во Франции пользовались бранль, а также вольта (14-16 вв.). В 17 в. Б.т. получил распространение во всей Европе. В каждой из стран он приобретал разл. оттенки, нац. стилистику, обогащался и непременно видоизменялся. Популярными Б.т. стали бурре, гавот, аллеманда, чакона, жига, сарабанда. Господствующее положение занял менуэт. В 1661 в Париже была основана Королевская академия танца, которая регламентировала стиль и манеру исполнения Б.т. (парадность, запрещение импровизации, соблюдение определённого порядка в зависимости от ранга танцующих и др.). Б.т. учились у спец. учителей или в школах танца. В 18 в. распространились новые, более свободные танцы: паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экоссез, лендлер. Если в 17 в. балы устраивались только в аристократич. обществе, то с нач. 18 в. всё большее значение приобретали публичные платные балы. Первый такой бал состоялся в Париже в 1715, а в 1797 их было устроено уже 684. В 1768 в Париже открылось первое спец. помещение для балов, названное англ. словом воксал (Vauxhall), обозначавшим место обществ. увеселений. После Великой франц. революции Б.т. стал утрачивать аристократически-величественный характер. Социально-обществ. изменения, внесённые Великой франц. революцией, способствовали развитию многих массовых Б.т. 19 в., ритмически живых и естественных: тамкет, матредур, разл. франц. кадрили и др. Повсеместное распространение получили танцы лансье, лендлер, галоп, канкан и полька, мазурка, полонез. С сер. 19 в. самым популярным Б.т. стал вальс (с его многочисл. вариантами), вытеснивший гавот и менуэт. История вальса неразрывно связана с творчеством венских комп. - И. Ланнера, И. Штрауса-отца, И. Штрауса-сына. В кон. 19-нач. 20 вв. значительное влияние на развитие Б.т. стали оказывать страны Сев. и Юж. Америки. Появились танцы: вальс-бостон, тустеп, уанстеп, блюз, фокстрот, квик-степ, чарлстон и др. В 20 в. распространились бостон, танго, а после 1-й мировой войны - румба, самба. Для совр. Б.т. характерна импровизация, танцующие свободно варьируют танц. па. Со 2-й пол. 20 в. интерес к импровизац. танцам значительно возрос. Большинство Б.т. 60-70-х гг. - танцы свободной композиции (липси, твист и др.).
Б.т. делятся на парные и массовые. В отличие от парного (блюз, чардаш, шейк), массовые танцы исполняются группой танцующих, образующих круг или линию (летка-енка, сиртаки и др.).
Для развития Б.т. в России большое значение имели учреждённые по повелению Петра I ассамблеи (1718), которые принято считать первыми рус. балами. С сер. 18 в. Б.т. входил как обязательный предмет в программы многих рус. учебных заведений. Расцвет рус. балета оказал большое влияние на бытовой танец в России, особенно в кон. 19-нач. 20 вв. В свою очередь, бытовой танец всегда обогащал балетный театр. Многие Б.т., созданные в эти годы артистами рус. балета, несли в себе элементы и стилистич. особенности классич. и народно-сценич. танца. Именно в эти годы были созданы такие танцы, как падеграс (Е. Иванов), па-де-труа (А. Бычков), падепатинер (Н. Яковлев и Н. Гавликовский), падеспань (А. Царман) и др.
Среди совр. сов. Б. т. сохраняются лучшие танцы старой рус. бальной школы, а также вальс, мазурка, полька, краковяк. Распространены также фокстрот, танго, медленный вальс, зарубежные танцы (твист, сиртаки, лимбо, шейк и др.). Время от времени Б.т. пополняются новыми.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
БА..

ПЕНЕСКУ-ЛИЧИУ

ПЕСНЬ СОЛОВЬЯ

ПЕЧСКИЙ БАЛЕТ

ПРИНЦ И НИЩИЙ

РОЛАН-МАНЮЭЛЬ

РУССКИЙ БАЛЕТ

ФЕРДА МУРАВЕЙ

ФИНСКИЙ БАЛЕТ

ФЛОРА И ЗЕФИР

ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО

[c] Энциклопедия балета