[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


"БАЛЕРИНА" ("Гюльнара"), балет в 3 актах 4 картинах. Комп. Г. А. Мушель, сцен. Е. Барановский. 14.7.1949, Театр им. Навои, Ташкент, балетм. П. Йоркин, М. Тургунбаева, дирижёр Г. Дониях, худ. М. Мусаев и В. Рыфтин. 1952, там же, сцен. и балетм. Е. Барановский, Т. Литвинова, дирижёр Б. Иноятов, худ. те же.
Молодая узб. колхозница Гюльнара по совету преподавательницы хореографич. училища Павловой уезжает учиться в Ташкент. Талантливая девушка и её друзья Лола и Рахим завоёвывают право выступать на Междунар. фестивале демократич. молодёжи. Отец Гюльнары Шакир-Ата, который вначале противился стремлениям дочери, участвует в торжеств. проводах посланцев узб. народа на молодёжный фестиваль.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

БАЛЕРИНА (итал. ballerina, от позднелат. ballo - танцую), танцовщица в балетной труппе. Термин вошёл в употребление во 2-й пол. 19 в., после триумфальных выступлений на сценах разл. стран итал. танцовщиц-виртуозок. В России это звание присуждалось ведущим танцовщицам императорской балетной труппы, с ним было связано получение повышенного оклада и лучших партий (однако не освобождало от выступлений в небольших сольных номерах). Помимо этого звания, существовало звание "прима-балерина ассолюта" (Италия), которое давало исключит. право на исполнение гл. партий. Позднее (в 20 в.) термин стал применяться ко всем артисткам балета.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета