[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


БАЛЕТОМАН (от балет и греч. mania - безумие, неистовство), любитель балета, постоянный посетитель балетных спектаклей. Слово Б. получило неск. иронический оттенок в силу того, что исключит. привязанность к балету сплошь и рядом носила внехудожеств. характер, ограничиваясь интересом к технич. мастерству, а подчас только к сугубо личным достоинствам артистки или артиста. Подобный интерес к балету, в прошлом весьма распространённый в придв. и чиновных кругах, тормозил его развитие, критику и исследование. Однако именно в среде Б. складывалось и подлинное понимание художеств. природы балета, поскольку углублённое восприятие никак не фиксированного искусства хореографии могло возникнуть лишь при регулярном посещении одних и тех же спектаклей. В России на самых разных этапах жизни балета из круга Б. выходили критики (К. А. Скальковский, А. А. Плещеев, Н. М. Безобразов и др.), в трудах которых, при всех возможных оговорках, содержится немало ценных свидетельств о балетном театре того времени. Профессиональные наблюдения, накопленные Б., учитывали и серьёзные исследователи (С. Н. Худеков, В. Я. Светлов, А. Л. Волынский, А. Я. Левинсон, Ю. И. Слонимский и др.). Следует поэтому разграничивать балетоманство внехудожественное, достойное оценок, данных ему М. Е. Салтыковым-Щедриным ("балетно-консервативный союз"), и балетоманство как проявление любви к искусству.
В Зап. Европе и США имели место аналогичные явления, однако термин "Б." начал употребляться лишь с 20 в., придя из России.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета