[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


"БАЛЛЕ РЮС ДЕ МОНТЕ-КАРЛО" (Les Ballets Russes de Monte Carlo), французская труппа. Организована в 1932 де Базилем (директор) и Р. Блюмом (художеств. руководитель) на базе балетных трупп Оперы Монте-Карло и Русской оперы в Париже (были созданы после смерти С. П. Дягилева). В неё вошли С. Л. Григорьев, Ф. Л. Дубровская, Л. Вуйциковский, Дж. Баланчин, Л. Ф. Мясин и молодые танцовщицы Т. Туманова, И. Баронова, Т. Рябушинская, позднее А. Д. Данилова, Д. Лишин, А. Эглевский, П. Н. Петров. В 1932-35 труппа гастролировала в Бельгии, Нидерландах, Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Она исполняла многие балеты из репертуара Русского балета СП. Дягилева и Русской оперы. В 1932 Баланчин пост. балеты "Конкуренция" на муз. Орика и "Котильон" на муз. Шабрие. Мясин создал серию симфонич. балетов "Предзнаменования" на муз. Чайковского, "Хореартиум" на муз. Брамса (оба - 1933) и "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза (1936), способствовавших развитию жанра балета-симфонии, и комедийные балеты "Прекрасный Дунай" на муз. И. Штрауса, "Школа танцев" на муз. Боккерини (оба - 1933) и др. Б. Ф. Нижинская пост. "Вариации" на муз. Бетховена (1932) и "Сто поцелуев" на муз. д'Эрланже (1935).
С 1936, после ухода Блюма, Базиль возглавил труппу "Балле рюс дю колонель де Базиль" (позднее - "Эдьюкейшонал балле" и "Ковент-Гарден балле рюс", 1938, "Орижиналь балле рюс", 1939). В 1936-40 труппа гастролировала в Испании, Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, в 1940-1946 - в Лат. Америке, где её выступления способствовали развитию нац. балетных трупп. Репертуар труппы пополнился пост. М. М. Фокина - "Золушка" на муз. д'Эрланже (1938) и "Паганини" на муз. Рахманинова (1939); Д. Лишина - "Блудный сын" (1938). В труппе выступали в разные годы также Л. П. Чернышева, В. Зорина, позднее А. Маркова, Р. Хайтауэр, В. Докудовский, Р. Ясинский и др. В 1947 состоялись последние выступления труппы, в 1949 она снималась в фильмах "Выпускной бал" и "Лебединое озеро", в 1951-52 делались неудачные попытки её восстановления.
Блюм в 1936 организовал труппу "Балле де Монте-Карло", в которой выступали Данилова, В. Немчинова, А. Вильтзак, Н. Голнер. В 1936-38 здесь работал М. М. Фокин, который восстановил свои старые балеты и пост. новые - "Испытание любви" на муз. Моцарта, "Дон Жуан" на муз. Глюка (оба - 1936), "Стихии" на муз. И. С. Баха (1937). С 1938 труппу возглавлял импрессарио С. Денем. В 1938-45 художеств. руководителем был Л. Ф. Мясин, который пост. балеты "Седьмая симфония" на муз. Бетховена, "Парижское веселье" на муз. Оффенбаха, "Нобилиссима визионе" Хиндемита (все - 1938), "Красное и Черное" на муз. Шостаковича (1939). С 1939 труппа работала в США, где приняла назв. "Балле рюс де Монте-Карло" (Ballet Russe de Monte Carlo). Во время 2-й мировой войны в её состав входили А. Маркова, Данилова, М. Славенска, Туманова, Ф. Франклин, И. Юшкевич и др. В репертуаре были балеты, поставленные Баланчиным, - "Ночная тень", "Балле эмпериаль", "Концертные танцы" и др.; Р. Пейдж - "Франки и Джонни" на муз. Моросса; А. Де Милль - "Родео" (1942). Сохранялись балеты Фокина. В составе труппы появлялось всё больше амер. танцовщиков (Р. Борис, Л. Даниэлян, Н. Новак, И. Куто и др.), с 1944 балетмейстером-репетитором стал Ф. Франклин. С сер. 40-х гг. труппа выступала главным образом в небольших амер. городах, новых значительных балетов в её репертуаре не было. Существовала (с большими перерывами) до 1962.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
БА..

ВЕНГЕРСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР

ВЕНГЕРСКИЙ ПЕЧСКИЙ БАЛЕТ

КЛУЖСКАЯ РУМЫНСКАЯ ОПЕРА

КУБИНСКИЙ БАЛЕТ КАМАГУЭЯ

УЧИЛИЩА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА

[c] Энциклопедия балета