[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


БАРТОК (Bartok) Бела (25.3.1881, Надьсентмиклош, Трансильвания, ныне Сынниколаул-Маре, СРР, - 26.9.1945, Нью-Йорк), венгерский композитор. Автор балетов: "Деревянный принц" (1916) и "Чудесный мандарин" (соч. 1918-19). Оркестровые и камерные произв. Б. привлекали мн. хореографов. Наиболее известные балеты: на музыку для струнных, ударных и челесты - "Тайны" (1951, Париж, балетм. А. Миллош), "Путешествие" (1957, Нью-Йорк, балетм. К. Макмиллан), "Пленники" (1957, Лондон, балетм. П. Даррелл), "Saracenia" (1964, Париж, балетм. М. Декомбе), под тем же назв. (1965, Будапешт, балетмейстер И. Экк), "Dualis" (1967, Гаага, балетм. Х. ван Манен), "Три разговора" (1970, Балтимор, балетм. Д. Дайамонд), "Узники" (1973, Будапешт, балетм. А. Фодор), "На следующее утро" (1974, Вюртемберг, балетм. И. Килиан); на муз. Концерта для оркестра - "На пороге времени" (1951, Рим, балетм. Миллош), "Концерт звёзд" (1956, Париж, балетм. Х. Ландер), под тем же назв. (1959, Вупперталь, балетм. Э. Вальтер), "Семейный круг" (1958, Гаага, балетм. Р. ван Данциг), "Концерт" (1965, Печский балет, балетм. Экк) и др.; на муз. "Дивертисмента" - под тем же назв. (1950, Гамбург, балетм. Д. Хойер; 1961, Печский балет, балетм. Экк), "Опус 12" (1964, Гаага, балетм. ван Манен; 1966, Бремен, балетм. Р. Адам; 1967, Кёльн, балетм. Г. Фуртвенглер; 1970, Познань, балетм. К. Джевецкий); на муз. "Танцевальной сюиты" - "Bбlvбnyosvбr" (1948, Будапешт, балетм. Д. Харангозо), "Hungarica" (1956, Рим, балетм. Миллош; 1968, Будапешт, балетм. Ш. Баркочи; 1969, Дуйсбург, балетм. В. Вальтер; 1969, Нью-Йорк, балетм. Э. Фелд; 1974, Висбаден, балетм. И. Кереш); на муз. Сонаты для фортепьяно и ударных - "Corybantic" (1949, балетм. Х. Лимон), "Соната тоски" (1954, Рио-де-Жанейро, балетм. Миллош), "Соната для троих" (1957, балетм. М. Бежар), "Вчерашние газеты" (1961, Нью-Йорк, балетм. Р. Джофри), "Баллада" (1966, Вена, балетм. Х. Нитш; 1974, Познань, балетм. Джевецкий; 1974, Берлин, балетм. Т. Шиллинг); на муз. фп. цикла "Микрокосмос" - "Медея" (аранжированные фрагменты, 1950, балетм. Б. Кульберг; 1973, Париж, балетм. Х. Лефебр; 1974, Печский балет,балетм. Экк и Ш. Тот); на муз. "Контрастов" для скрипки, кларнета и фп. - "Капричос" (1950, Нью-Йорк, балетм. Г. Росс); на муз. Концерта для фп. с оркестром N2 - "Estro barbarico" (1963, Вена, балетм. Миллош); на муз. Концерта для фп. с оркестром N3 - "Свадебный подарок" (1962, Лондон, балетм. Даррелл).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета