[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


БЕЛЬСКИЙ Игорь Дмитриевич (р. 28.3.1925, Ленинград), советский артист, балетмейстер. Нар. арт. РСФСР (1966). В 1943 окончил Ленингр. хореографич. училище (ученик А. И. Бочарова и А. В. Лопухова), в 1957 - актёрский факультет ГИТИСа. В 1943-63 в труппе Театра им. Кирова. Ведущий характерный танцовщик (панадерос и мазурка в "Раймонде", танец басков в "Пламени Парижа" и др.), Б. исполнял также гротесковые и пантомимные партии. Среди ролей: Эспада ("Дон Кихот"), Абдерахман ("Раймонда"), Ротбарт; Половчанин (половецкие пляски в опере "Князь Игорь") и др. Актёрской выразительностью отличалось исполнение Б. ролей Тибальда; Мако ("Тропою грома"), Неизвестного ("Маскарад" Лапутина), Северьяна. Среди лучших созданий Б.-танцовщика - Шурале (Гос. премия СССР, 1951) и Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), в которых наиболее органично соединились присущие артисту острота пластич. рисунка и сценич. темперамент.
В 1962-73 Б. - гл. балетмейстер Ленингр. Малого театра, в 1973-77 - Театра им. Кирова. Художник совр. темы, Б. стремится к обогащению хореографич. языка. Пост. балет "Берег надежды" Петрова (1959, Театр им. Кирова; 1965, театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). Развивая традиции Ф. В. Лопухова, создал "хореографические симфонии", в т. ч. "Ленинградскую симфонию" (на муз. 1-й части 7-й симфонии Шостаковича, 1961, Театр им. Кирова; 1962, Новосибирский театр). Патриотизм темы, масштабность муз. замысла получили в этом спектакле убедительное воплощение в пластике, обеспечили ему длительный успех и признание как одного из лучших произв. на совр. тему в балете. Среди др. пост. Б.: в Ленингр. Малом театре - "Конёк-Горбунок" (1963); "Одиннадцатая симфония" на муз. Шостаковича (1966), "Овод" Чернова (1967), "Щелкунчик" (1969); в Театре им. Кирова - "Икар" (1974).
В 1946-66 Б. преподавал в Ленингр. хореографич. училище. С 1966 педагог балетмейстерского отделения Ленингр. консерватории.
Соч.: Заметки хореографа, "СМ", 1964, N3.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета