[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


БЕРНАДЕЛЛИ (Bernadelli) Фортунато (г. рожд. неизв. - 5.12.1830, Москва), итальянский артист, балетмейстер. Ученик С. Вигано. В 1812 выступал в театре "Одеон" (Париж). В 1812 работал в Амстердаме и Брюсселе. В 1813-14 в Вене показал амстердамские постановки и собственную версию балета "Тщетная предосторожность" ("Жанетта и Колен"), в котором исполнил роль тётушки Симоны. В 1817 вместе с женой Анной Б. переехал в Варшаву, в 1818 - в Петербург, а через неск. месяцев в Москву, где работал до 1822. Дебютом Б. на моск. сцене был балет, "Жанетта и Колен" (Колен - Б., Жанетта - Анна Б.). В этот период Б. ставил в Большом театре спектакли в традициях итал. комедии дель арте и пасторальных сентиментальных балетов ("Майский праздник в Тревизо", 1818, "Механические фигуры", 1818; "Хитрости, или Притворная смерть Арлекина", "Двойной поединок", "Ночные свидания", "Садовница" - все в 1819; "Дикая, или Счастливая невинность" Враницкого, 1820), показывал в собств. редакции старые пантомимные балеты зап.-европ. репертуара ("Любовь Марса и Венеры", 1819, "Тайный брак, или Чёрный лес", 1820). Балет "Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле" (1818) имел в дальнейшем большую сценич. историю. (В 90-х гг. Р. Дриго написал музыку на аналогичный сюжет, а Л. И. Иванов пост. спектакль, который долго находился в репертуаре труппы А. П. Павловой.) В 1819-22 Б. в Большом театре исполнял комедийные, гротесковые, пантомимные роли (Рауль - "Рауль, Синяя борода" Кавоса, Гретри, Кубишты, балетм. И. И. Вальберх; Сулейман - "Разбойники Средиземного моря", балетмейстер А. П. Глушковский, и др.). В 1823-25 Б. работал в Варшаве, в 1826 вернулся в Москву в Большой театр. В этот период он пропагандировал идеи и традиции Ж. Ж. Новера ("Смерть Атиллы, царя гуннов", 1830), творчество С. Вигано, обращался к сюжетам классич. литературы ("Отелло" по Шекспиру, 1828, "Ричард Львиное сердце в Палестине" по роману В. Скотта, 1829). Музыку к большинству пост. Б. подбирал капельмейстер Ф. Е. Шольц из произв. К. Вебера, Дж. Россини и др. Б. работал в тесном содружестве с рус. композиторами (А. А. Алябьевым, Н. Е. Кубиштой). Творчество Б. помогло моск. балетной труппе познакомиться с осн. течениями в зап.-европ. хореографии. Одновременно исполнит. деятельность Б. - первого мима труппы Большого театра (Геркулес - "Геркулес и Омфала"; Бедуин - "Рауль де Креки"; Отелло - "Отелло, или Венецианский мавр") - оказала большое влияние на развитие актёрского искусства моск. балета.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета