[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


БЕТХОВЕН (Beethoven) Людвиг ван (16.12.1770, Бонн, - 26.3.1827, Вена), немецкий композитор, пианист и дирижёр. Учился у К. Г. Нефе, позднее у Й. Гайдна и И. Г. Альбрехтсбергера. С 1792 жил в Вене. В творч. наследии Б. главное место занимают симфонич. и камерные произведения, опера "Фиделио". Музыка Б. к драматич. спектаклям в некоторых случаях содержит и танцевальные номера. Первый опыт Б. в области собств. хореографич. музыки - "Рыцарский балет" (1791, Бонн, балетм. Хабих; 1927, Магдебург, балетм. Р. Лабан; 1962, Бонн, балетм. Урбани; 1970, Вена, балетм. Д. Лука). Новаторской попыткой создания героич. балетного жанра стала партитура "Творения Прометея, или Власть музыки и танца" (балетм. С. Вигано, Придворный театр в Вене, 1801; 1927, Дессау, балетм. Кнуспе; 1933, Аугсбург, балетм. А. Миллош; 1966, Дюссельдорф, балетм. Вальтер). Здесь Б. использовал принцип сквозного развития балетной драматургии и приёмы "симфонизации" танца. Высокие музыкальные качества этого произведения, резко отличавшие его от совр. ему балетной музыки, а также целостность замысла и драматич. действенность хореографии Вигано, обусловили долгую сценич. жизнь балета. Значительность содержания, драматизм и героич. пафос, неисчерпаемое богатство образов музыки Б. привлекали уже совр. ему хореографов. Среди балетов на муз. Б.: "Шестая симфония" (1829, Лондон, балетм. А. Ж. Ж. Дезэ), "Седьмая симфония" (1908, Нью-Йорк, балетм. и исполнительница А. Дункан; 1938, "Балле рюс де Монте-Карло", балетм. Л. Ф. Мясин), "Ода к миру" (на муз. последней части 9-й симфонии, 1934, Нью-Йорк, балетм. И. Дункан), "Мольба" (на муз. 7-й симфонии, 1942, парижская Опера, балетм. С. Лифарь), "Лунная соната" (1944; Нью-Йорк, балетм. Мясин), "Памяти героя" (на муз. Похоронного марша из 3-й симфонии, 1946, Монте-Карло, балетм. Лифарь), "Слава" (на муз. увертюр "Эгмонт", "Кориолан", "Леонора N3", 1952, "Нью-Йорк сити балле", балетм. А. Тюдор), "Общество в поместье" (на муз. сонаты N5 для скрипки и фортепьяно, 1954, балетм. К. Йосс), "Первая симфония" (1954, Саарбрюккен, балетм. Ж. Шарра), "Девятая симфония" (1964, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар), "Сферы" (на муз. струнных квартетов N 12, 13 и Большой фуги для струнного квартета, 1966, балетм. П. Тейлор), "Большая фуга" (для струнного квартета, 1971, Нидерландский танцевальный театр, балетм. Х. ван Манен), "Адажио Хаммерклавир" (на муз. 3-й части фп. сонаты N° 29, 1973, Нидерландский нац. балет, балетм. тот же), "Вариации на простую тему" (на муз. 33 вариаций на тему вальса А. Диабелли, 1974, парижская Опера, балетм. Б. Макдональд), "Опус 43-Прометей" (1978, Лион, балетм. М. Шпаремблек) и мн. др.
В СССР: "Величие мироздания" (на муз. 4-й симфонии, 1923, Театр оперы и балета, Петроград, балетм. Ф. В. Лопухов), "Аппасионата" (на муз. сонаты No 23, 1970, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер; 1978, Ленингр. хореографич. училище, балетм. К. М. Сергеев), "Кориолан" (1966, ленинградский ансамбль Камерный балет, балетм. C. В. Викулов), "Прометей" (1976, театр "Эстония", балетм. М. Мурдмаа).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета