[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


"БОЛЕРО" ("Bolero"), одноактный балет на муз. хореографич. поэмы М. Равеля. 22.11.1928, труппа И. Л. Рубинштейн, парижская Опера, балетм. Б. Ф. Нижинская, худ. А. Н. Бенуа, дирижёр Равель; гл. партии - И. Л. Рубинштейн, А. И. Вильтзак. 1932, возобн., там же, балетм. тот же, худ. Н. С. Гончарова; исполнители - Нижинская и Вильтзак. 1932, Лондон, балетмейстер и исполнитель А. Долин. 1934, труппа И. Л. Рубинштейн, парижская Опера, новая пост., балетм. М. М. Фокин, худ. А. Н. Бенуа; гл. партии - Рубинштейн, Вильтзак. 1934, Королевский датский балет, Копенгаген, балетм. Х. Ландер. 1941, парижская Опера, балетм. С. Лифарь. 1943, труппа Архентиниты, Нью-Йорк, балетм. Архентинита и П. Лопес. 1946, римская Опера, балетм. А. Миллош. 1946, Берлин, Нем. гос. опера, балетм. Т. Гзовская. 1954, "Гран балле дю марки де Куэвас", Париж. балетм. Нижинская; исполнители - Марджори Толчиф и В. Скуратов. 1961, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар; исполнительница - Д. Сифниос (показан в СССР в 1978, Большой театр; исполнительница - М. М. Плисецкая). 1963, Дуйсбург, балетм. В. Ульбрих, и др. В СССР: 11.4.1958, Рига, балетм. Е. А. Тангиева-Бирзниек, худ. Б. Гоге, дирижёр Э. О. Тонс; гл. партии - Я. Д. Панкрате, А. Я. Лемберг. 1960, Ленингр. Малый театр, балетм. Г. И. Давиташвили, худ. Э. Г. Стенберг, дирижёр А. С. Дмитриев; гл. партии - Н. Р. Мириманова, Н. Н. Боярчиков. 1964, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер, худ. А. Ф. Лушин, дирижёр В. М. Эдельман; гл. партии - Э. Е. Власова, И. А. Еленин, Ю. Д. Трепыхалин. 1964, Моск. хореографич. училище (выпускной спектакль), балетм. Л. М. Лавровский, худ. А. Дандурян, дирижёр А. М. Жюрайтис; гл. партии - А. Балиева, С. Радченко. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Вильнюс (1959, Б. Ю. Келбаускас); Таллин (1959, Бурмейстер); Пермь (1961, М. М. Газиев); Ашхабад (1961, Л. В. Воскресенская); Львов (1961, С. В. Дречин); Алма-Ата (1962, З. М. Райбаев); Душанбе (1962, Б. К. Завьялов); Ереван, под назв. "Испанская девушка" (1962, Е. Я. Чанга); Тбилиси (1962, В. М. Чабукиани); Минск (1963, Е. Ф. Дорофеев, А. Л. Андреев, Н. М. Стуколкина); Самарканд (1966, Т. К. Дусметов); Новосибирск (1965, Блинов); Куйбышев (1966, Н. В. Данилова); Улан-Удэ (1969, Ю. И. Громов); Фрунзе (1970, С. Абуджалилов); Казань (1970, Н. Д. Юлтыева и В. Н. Шумейкин); Уфа (1973, О. Быстров); Днепропетровск (1975, Л. В. Воскресенская) и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

БОЛЕРО (исп. bolero), испанский парный танец, темп умеренно-быстрый. Муз. размер 3/4. Характерные музыкально-ритмич. фигуры подчёркиваются стуком кастаньет или прищёлкиванием пальцев. Исполняется под звуки гитары, иногда сопровождается пением. Появился ок. 1780. На балетной сцене Б. известно с нач. 19 в. В форме Б. написаны мн. танцы в операх (Э. Мегюлем, Г. Берлиозом, Дж. Верди) и балетах (П. И. Чайковским, Л. Делибом). Кубинское Б. - муз. размер 2/4.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета