[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


БУГАКУ, японская танцевальная пантомима. Сформировалась как вид искусства в 7-8 вв. на основе япон. ритуальных танцев, а также танцев др. народов Азии. Окончательно сложилась как придворное искусство в 10 в. и, не меняясь, сохранилась в совр. танц. искусстве Японии.
Представления Б. пользовались покровительством придв. аристократии и высшего духовенства, они вошли как составная часть в придв. церемонии, а также буддийские и синтоистские храмовые праздники. Б. исполняется под открытым небом (перед храмами или дворцами) на специально сооружённых прямоугольных помостах с барьерами. С задней стороны к помосту пристраивается широкая лестница с ярко-красными, как и барьеры, перилами, по которой исполнители выходят на сцену. С двух сторон около помоста ставятся большие барабаны (дадайко), высотой более 3 м, украшенные вензелем в форме огромных запятых и изображениями дракона и феникса. Перед помостом, лицом к нему, на земле располагаются музыканты, одетые как синтоистские священники. Зрители свободно располагаются у сцены. Когда представления Б. устраиваются в театре, площадка для танцев сооружается на сцене.
В Б. используются яркие нарядные костюмы и маски, грубо вырезанные из дерева или нарисованные на бумаге (с утрированным, гротескным выражением лица) и часто окрашенные в яркие цвета. Маска иногда напоминает лицо человека, а иногда - голову фантастич. животного. Для музыки, сопровождающей Б., характерна необычная для Японии полифоничность. Текст отсутствует. Программа представления Б. разнообразна и состоит из динамичных и спокойных танцев, исполняемых одним, двумя или неск. танцовщиками в масках или без них. Большое место занимают элементы пантомимы.
Сценич. площадка условно делится на две части: правую и левую. На правой стороне исполнители выступают с танцами маньчжурского и кор. происхождения, на левой - кит., инд., индокитайскими и танцами с о. Бали. Соответственно различаются расцветка костюмов и подбор муз. инструментов. По характеру танцы делятся на неск. видов: бун-но-маи или хирами (мирный танец) - спокойный грациозный; бу-но-маи (танец воинов) - с мечами, алебардами или копьями; хасири-маи (танец бегущих) - быстрый с оружием, барабанными палочками или др. предметами; добу (детский танец) и др.; танцы исполняются парами. В пару входит один из правых танцев и один из левых (исполняются один за другим). Первая часть называется омогаку (благородная музыка), вторая - тобу (ответный танец). Весь этот комплекс обрамлён вступит. и заключит. муз. частями, без танцев. Композиции состоят из геометрич. фигур, сменяющих друг друга, и носят отвлечённый характер. Даже те из них, которые в истоках были реалистическими и имели драматич. сюжет (танцы, пришедшие из Азии), в последующей практике стали абстрактными. Танцы Б., как и раньше, исполняют во время храмовых праздников в крупных буддийских и синтоистских храмах, на придворных церемониях и торжествах в императорском дворце в Токио, на фестивалях нац. искусства. В 1959 придворная труппа Б. была на гастролях в США.
Искусство бугаку оказало огромное влияние на формирование всего театр. искусства Японии. Отдельные его элементы стали основой японской музыки и хореографии.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета