[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


БУРНОНВИЛЬ (Bournonville) Август (Огюст) (21.8.1805, Копенгаген, - 30.11.1879, там же), датский артист, балетмейстер, педагог. Учился у своего отца Антуана Б., у В. Галеотти, возглавлявшего школу Королевского датского балета, и в 1820 у О. Вестриса в Париже. В 1826 окончил школу парижской Оперы, в 1827-28 работал в этом театре (выступал партнёром М. Тальони). Совершив поездку по европ. столицам, Б. вернулся в Копенгаген в 1829. Дебютировал постановкой дивертисментов "Поклонение грациям" и "Солдат и крестьянин" на сб. музыку, в 1830 подписал контракт на 18 лет в качестве солиста и балетмейстера Королевского датского балета (Копенгаген) и преподавателя танцев при дворе. В мемуарах Б. сообщает, что как исполнитель он обладал "превосходной школой и врождённым музыкальным чутьём", и хотя некоторые танцовщики побеждали его в технике, а другие - в оригинальном воплощении характерных партий, немногие умели так соединять, как он, "множество различных видов танца". В 1848 Б. оставил исполнительство и был гл. балетмейстером Королевской оперы в Копенгагене до 1877, за исключением Вены (1855-56) и Стокгольма (1861-64), где работал танцовщиком. Последователь романтич. школы танца, Б. обращался к фантастич. преданиям и нар. эпосу Дании, а также к истории и литературе других стран. Он соединял в своих балетах классич. и характерный танцы, широко пользовался фольклором разных народов. Б. пост. св. 50 балетов (ок. 15 из них сохраняются в репертуаре дат. и швед. театров), главным образом на музыку совр. ему дат. композиторов, в т. ч.: "Вальдемар" (1835) и "Праздник в Альбано" (1839) Фрёлиха, "Сильфида" Лёвеншелля (1836), "Неаполь, или Рыбак и его невеста" (1842); "Валькирия" Хартмана и "Свадебный поезд в Хардангере" Паулли (1853), "Народное предание" Гаде и Хартмана (1854), "Далеко от Дании" Глезера и др. (1860). В основе балета "Из Сибири в Москву" Моллера (1876) - история Параши-сибирячки (сценарий по роману франц. писательницы Э. Коттен). Б. формировал нац. своеобразие дат. балета, разрабатывал мимич. выразительность, прыжковую технику, энергичность, виртуозность мужского танца. Выдающийся педагог, Б. создал свою методику преподавания, т. н. "урок Б.", записанный его учениками и вошедший в балетную педагогич. практику (включая 20 в.). В 1874 Б. посетил Россию. В своих мемуарах дал высокую оценку петерб. балету.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

БУРНОНВИЛЬ (Bournonville) Антуан Теодор (19.5.1760, Лион, - 11.1.1843, замок Фреденсборг, Дания), датский артист, балетмейстер. По национальности француз. Отец Августа Б. Учился у Ж. Ж. Новера в Вене (1769-76), работал в Касселе (1776-79), Париже и Лондоне (1779-82), Стокгольме (1782-91). С 1792 в Копенгагене, в качестве солиста выступал во мн. балетах В. Галеотти: Ромео ("Ромео и Джульетта" Шалля) и др. В 1815-1823 руководил Королевским датским балетом. Пост.: "Провинциальные мельники" (1785), "Рыбаки" Крауса (1789) и ряд виртуозных entree - "Капризы Хлои", "Любовный рай" и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета