[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ДАЛИ (Dali) Сальвадор (р. 11.5.1904, Фигерас, Каталония), испано-американский живописец, график, художник и сценарист театра и кино. Учился в Академии художеств Сан-Фернандо в Мадриде (1921-26). В 1929 поселился в Париже. В 1940 переехал в США. Живёт в США и Испании. В кон. 1920-х гг. работал как сценарист и художник с исп. кинорежиссёром Л. Буньюэлем. С нач. 30-х гг. один из виднейших представителей сюрреалистич. направления в зап.-европ. и амер. искусстве. Д. принадлежат сценарии и оформление балетов: "Вакханалия" на муз. Вагнера.(1939, "Балле рюс де Монте-Карло", Нью-Йорк), "Лабиринт" на муз. Шуберта (1941, та же труппа, там же), оба - балетм. Л. Ф. Мясин; "Сентиментальный разговор" Боулса (1944, "Балле интернэшонал", Нью-Йорк, балетм. А. Эглевский), "Безумный Тристан" на муз. Вагнера в аранжировке И. Бутникова (1944, та же труппа, балетм. Мясин), "Кафе Чиниты" на исп. нар. муз. (1944, "Балле тиэтр", Детройт, балетм. Архентинита). Д. принадлежит также оформление спектакля, включавшего оперу А. Скарлатти "Римский кавалер и испанская дама" (пост. М. Бежар) и балет "Галб" на муз. А. Скарлатти в аранжировке Конфалоньери (1961, театр "Фениче", Венеция, балетм. Бежар; исполнители - солисты Балета XX века и Л. Черина). Декорациям Д. присущи черты, характерные для его станковых работ.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета