[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ДАНИЛОВА Александра Дионисьевна (р. 20.11.1904, Петергоф), артистка, педагог. По окончании Петрогр. театр. училища (педагоги Е. П. Гердт, В. А. Семёнов), в 1921-24 артистка Петрогр. театра оперы и балета (Жар-птица, в балете Ф. В. Лопухова, и др.). В 1924 уехала за границу, в том же году вступила в труппу Русский балет Дягилева (работала до 1929), где заняла ведущее положение. В 1929-38 танцовщица разл. франц. трупп в оперном театре Монте-Карло, "Балле рюс дю колонель де Базиль" и др. Выступала в пост. балетм. Л. Ф. Мясина: Уличная танцовщица ("Прекрасный Дунай" на муз. Штрауса), Продавщица перчаток ("Парижское веселье" на муз. Оффенбаха), гл. партия ("Хореартиум" на муз. Брамса). В 1938-52 ведущая солистка труппы "Балле рюс де Монте-Карло" (США). Одновременно выступала в "Сэдлерс-Уэллс балле" (1949), "Фестивал балле" (1952, 1955). В 1954-56 имела собств. труппу. Д. - известная классич. танцовщица США 40-50-х гг., куда она принесла традиции рус. исполнительского искусства. Д. выступала в партиях классич. репертуара (Одетта, Жизель, Сванильда, Раймонда) и в балетах М. М. Фокина ("Жар-птица", "Сильфиды"), Дж. Баланчина ("Концертные танцы" на муз. Стравинского, "Ночная тень" на муз. Беллини) и др. В 1957 оставила сцену. Неоднократно возобновляла в амер. и европ. труппах балеты классич. наследия. В 1959-61 ставила танцы в операх в "Метрополитен-опера". В 1970-е гг. преподавала в Школе амер. балета.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ДАНИЛОВА Мария Ивановна (настоящая фамилия - Перфильева) [1793, Петербург, - 8(20).1.1810, там же], русская артистка. С 1801 училась в Петерб. театр. училище у Ш. Дидло (была его любимой ученицей) и Е. И. Колосовой. Девочкой выступала в ответственных партиях в балетах, пост. Ш. Дидло, - "Аполлон и Дафна", "Зефир и Флора" Кавоса. В 1808 исполнила партии Венеры ("Любовь Венеры и Адониса", дебют Д.) и Розины ("Севильский цирюльник"); в 1809 - партии Эноны ("Суд Париса") и Галатеи ("Пигмалион") - все четыре балета пост. Л. Дюпором. Часто танцевала в дивертисментах, в которых особенно славилась исполнением рус. плясок. Обладая грацией, большой мимич. выразительностью и редким сценич. обаянием, Д. сразу завоевала признание. Дарование Д. ярко проявилось в балете "Амур и Психея" (1809, балетм. Дидло). С окт. 1808 в течение 8 месяцев исполнила св. 60 центр. ролей в балетах. Д. была зачислена в имп. труппу в кон. 1809, после выпуска из училища. Умерла от туберкулёза. Современники высоко ценили искусство Д. Ей посв. стихи К. Н. Батюшков, Н. М. Карамзин, Н. И. Гнедич, А. Е. Измайлов и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ДАНИЛОВА Наталья Владимировна [р. 5(18).12.1905, Москва], советский балетмейстер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1962). По окончании Ленингр. хореографич. училища (педагог А. Я. Ваганова), в 1924-35 в Ленингр. театре оперы и балета, затем в 1936 артистка, а в 1939-50 и 1954-67 гл. балетмейстер Куйбышевского театра (в 1950-54 - Харьковского театра). Хореограф широких творч. интересов, Д. ставила произв. рус. и зарубежной классики, балеты сов. композиторов. Её лучшая работа - балет "Читра" на муз. и сюжет Рабиндраната Тагора (1960, Куйбышев, Междунар. пр. им. Джавахарлала Неру). Пост. балеты: в Куйбышеве - "Дон Кихот" (1942), "Тщетная предосторожность" (1948), "Бахчисарайский фонтан" (1949); "Спящая красавица" и "Семь красавиц" (оба - 1955), "Легенда о любви" Крейтнера (1958), "Утёс" Лазарева (1959), "Тропою грома" (1960), "Снегурочка" на муз. Чайковского (1965); в Харькове - "Юность" Чулаки (1951), "Лауренсия" (1952). Работая в традициях строгого академизма, Д. создала в Куйбышевском театре профессиональную балетную труппу. С 1961 художеств. руководитель балетной студии при театре.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета