[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ДЕБЮССИ (Debussy) Клод Ашиль (22.8.1862, Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа, - 25.3.1918, Париж), французский композитор. Окончил Парижскую консерваторию по классу композиции Э. Гиро и фортепьяно А. Мармонтеля (1884). Выступал как пианист и дирижёр с исполнением собств. произведений. Неоднократно посещал Россию (1881, 1882, 1913) и испытал сильное влияние рус. музыки, особенно Мусоргского. Д. является основоположником импрессионизма в музыке. Для его произв. характерна передача тончайших нюансов чувств и впечатлений от природы, изысканная звукопись, оригинальность гармонии и инструментовки. Муз. образам Д. свойственны несколько расплывчатые контуры, богатый и утончённый колорит. Д. - автор опер, произв. для оркестра, камерных ансамблей, инструм. пьес и романсов, балетов: "Игры" (1913, В. Ф. Нижинский), "Ящик с игрушками" (1913, пост. 1919, орк. А. Шапле, "Театр лирик", Париж, балетм. А. Элле), "Камма" (1912, пост. 1947, орк. Ш. Кеклена, "Опера комик", Париж, балетм. Ж. Ж. Эчевери). Прелюдия Д. для симфонич. оркестра "Послеполуденный отдых фавна" послужила основой многократных воплощений в балете и является одним из популярных произв. многих трупп мира: 1912, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. В. Ф. Нижинский; 1935, парижская Опера, балетм. С. Лифарь: 1947, Нем. гос. опера, Берлин, балетм. Т. Гзовская; 1953, "Нью-Йорк сити балле", балетм. Дж. Роббинс, показан в СССР труппой парижской Оперы в 1977; 1967, "Комише опер", Берлин, балетм. Т. Шиллинг, и др. На муз. Д. ставились балеты и танц. номера: "Мученичество св. Себастьяна" на муз. одноим. мистерии (1911, балетм. М. М. Фокин), "Облака" и "Сирены" (1913, балетм. Л. Фуллер), "Менестрели" (1929, Нью-Йорк, балетм. Ч. Вейдман), "Весна" (1945, Париж, балетм. Эчевери), "Серый ангел" (1953, Довиль, балетм. Ж. Скибин), "Мане" (1956, Брюссель, балетм. Эчевери), "Затишье" на муз. трёх частей из струнного квартета (1956, балетм. Т. Болендер), "Ночной остров" на муз. "Шести античных эпиграфов" в орк. Э. Ансерме (1965, балетм. Р. ван Данциг), "Избранница" (1966, Дюссельдорф, балетм. Э. Вальтер), "Концертная сюита" (1956, парижская Опера, А. Чичинадзе), "Невеста ветра" на муз. струнного квартета (1967, балетм. Секуойо), "Море" (1968, "Комише опер", Берлин, балетм. Т. Шиллинг), "Бодлер" на муз. Д. и Вагнера (1968, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар), "Песни Билитис" (1970, Лондон, балетм. Дж. Коули), "Туманы" на муз. фп. прелюдий (1970, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко; показан в СССР в 1972 под назв. "Прелюдии"), "Цветы зла" (1971, Балет XX века, Брюссель, балетм. Бежар), "Затонувший собор" (1975, Гаага, балетм. Й. Килиан). В СССР: "Вальс" (1938, балетм. Л. В. Якобсон), "Лунный свет", концертный номер (балетм. А. А. Лапаури), "Триптих на темы Родена" ("Вечная весна" на муз. "Арабески", "Поцелуй" на муз. "Лунного света", "Вечный идол" на муз. романса "Чудесный вечер", все - 1958, Театр им. Кирова, балетм. Якобсон), "Сиринкс" (1965, Ленингр. филармония, балетм. Г. Д. Алексидзе), "Лунный свет" (1977, балетм. Е. Ковтун) и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета