ДЕЛЬСАРТ (Delsarte) Франсуа Александр Никола Шери (19.12.1811, Солем, - 19.7.1871, Париж), французский певец, педагог, композитор и теоретик сценич. движения и вокала. Учился пению в Парижской консерватории у А. Гароде, Л. А. Поншара-отца (1826-30). Выступал в "Опера комик". Хормейстер аббатства Шатель в Париже. Изучал анатомию и медицину, работал в клинике для душевнобольных, исследовал поведение человека, его двигательные реакции в обычных и исключит. ситуациях. Свои наблюдения систематизировал и в дальнейшем использовал для анализа мимики и жеста актёра. Первым научно обосновал телодвижения человека и дал каждому из них название. Стремился уяснить, каким образом движение служит материалом художеств. образности. Все движения Д. разделил на три категории: центробежные, центростремительные и нейтральные. Для бесконечного разнообразия их сочетаний, делений и противопоставлений разработал шкалу, аналогичную системе муз. тональностей. Но закономерности телодвижений Д. вывел из их собственной природы, не связанной с музыкой или каким-либо иным стилизующим фактором. В своём понятии красоты Д. исходил из естеств. пластики человека. Критерий выразительности Д. видел в соответствии силы и скорости движений их эмоциональному содержанию. Свой метод овладения контролем над двигательным аппаратом Д. применял для обучения людей разных профессий - скульпторов, художников, врачей, священников, музыкантов, артистов. В числе его учеников - Ж. Бизе, Рашель, М. Реди, Е. Линд. Особенно широкое распространение теория Д. получила в США, оказав влияние на несколько поколений учителей движения и танца. Гл. популяризатором идей Д. во Франции стал А. Жироде, осветивший философские аспекты его творчества. В США ученики Д. - режиссёр и теоретик пантомимы С. Маккей и создательница системы художеств. гимнастики Дж. Стеббинс. Основополагающее значение имело учение Д. для танца модерн, получив непосредств. развитие в творчестве создателей этого направления Э. Жака-Далькроза, Т. Шоуна, Р. Лабана, К. Йосса. |
[c] Энциклопедия балета