[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ДЕЛИБ (Delibes) Клеман Филибер Лео (21.2.1836, Сен-Жермен-дю-Валь, Сарта, - 16.1.1891, Париж), французский композитор. Чл. Института Франции (1884). Учился в Парижской консерватории (у А. Адана). В 1865-72 хормейстер парижской Оперы. С 1881 профессор Парижской консерватории по классу композиции. В наибольшей степени дарование Д. проявилось в области театр. музыки (оперетты, оперы, музыка для драматич. спектаклей). Балетная муз. Д. подытоживает полувековой путь франц. романтич. балета; её новаторские черты, развитие драматич. начала в танце предвосхитили "симфонические балеты" 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Глубокое понимание специфики балетного спектакля и высокое оркестровое мастерство проявились уже в первом балете Д. "Ручей" (совм. с Л. Минкусом и Э. Дельдевезом; Д. принадлежат 2-я и 3-я картины; 1866, парижская Опера, балетм. А. Сен-Леон; 1902, Мариинский театр, балетм. А. Коппини). Эта музыка использована в балете "Праздничный вечер" (1925, парижская Опера, балетм. Л. Статс; возобн., там же, 1974). Партитура балета "Коппелия, или Девушка с голубыми глазами" (по новелле Э. Т. А. Гофмана "Песочный человек"; 1870, там же, балетм. А. Сен-Леон) обладает композиц. целостностью, разнообразием нац. колорита жанровых сцен и сочетает лирико-драматич. и комедийное начала: "...это первый балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес", - писал П. И. Чайковский, высоко оценивший также изящество, мелодич., ритмич. и гармонич. богатство музыки Д. Принцип сквозного развития балетно-муз. драматургии свойствен и последнему балету Д. "Сильвия, или Нимфа Дианы" (на сюжет из драматич. пасторали Т. Тассо "Аминта"; 1876, там же, балетм. Л. Мерант). Помимо этих балетов, перу Д. принадлежит дивертисмент "Оживлённый сад" в балете Адана "Корсар" (1868, Большой театр, Петербург).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета