[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ДИДЛО (Didelot) Шарль (Карл) Луи [1767, Стокгольм, - 7(19).11.1837, Киев], французский артист, балетмейстер, педагог. Сын танцовщика Королевского балета (Стокгольм). Учился в Париже у Ж. Лани, А. Деэ и др. В 1788-91 выступал в Лондоне и Бордо, работал с Ж. Ж. Новером и Ж. Добервалем, которых считал своими учителями. Как танцовщик Д. отличался чистотой исполнения движений, грациозностью поз. В Лондоне в 1788 дебютировал как хореограф балетами "Ричард Львиное сердце" и "Милость синьора" Массинги. В 1792-95 работал в Париже и Лионе, где поставил балет "Метаморфоза" на сб. муз. (1-й вариант "Зефира и Флоры", 1795). В 1796-1801 танцовщик и балетмейстер Королевского театра в Лондоне. Пост.: "Флора и Зефир" Босси (1796), "Хензи и Тао" (1801). С 1801 балетмейстер и руководитель балетной части. Петерб. театр. училища. В Петербурге пост. балеты: "Аполлон и Дафна" (1802); "Зефир и Флора" (1808) и "Амур и Психея" (1809) Кавоса, и др. В 1812-15 работал в Лондоне, где создал балеты: "Зефир непостоянный, наказанный и прощённый" (1812), "Пастух и Гамадриада" (1813), "Венгерская хижина" (1813) - все Венюа, "Качель" - рус. дивертисмент на муз. Фьорилло, "Гамаида и Алонзо" Горна (1814).
В 1816-29, в период своего творч. расцвета, Д. снова работал в Петербурге, где пост. более 40 балетов и дивертисментов. Среди них: мифологические балеты - "Ацис и Галатея" Кавоса (1816), "Тезей и Арианна, или Поражение Минотавра" Антонолини (1817), "Евтимий и Евхариса, или Побеждённая тень Либаса" Жома (1820), "Альцеста, или Сошествие Геркулеса в ад" Антонолини и "Федра и Ипполит" Кавоса и Турике (оба - 1821); сказочные - "Роланд и Моргана, или Разрушение очарованного острова" (1812) и "Лаура и Генрих, или Трубадур" (1819) - оба Кавоса; "Хензи и Тао, или Красавица и чудовище" Антонолини (1819); комические - "Молодая молочница, или Нисетта и Лука" Антонолини (1817), "Карлос и Розальба, или Любовник, кукла и образец" Кавоса (1817), "Возвращение из Индии, или Деревянная нога" Венюа (1821). Разработал жанр историко-героич. балетов: "Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники" Венюа (1817), "Леон и Тамаида, или Молодая островитянка" Кавоса (1818), "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" Кавоса и Жучковского (1819), "Кора и Алонзо, или Дева солнца" Антонолини (1820). В 1823 пост. балет "Кавказский пленник, или Тень невесты" Кавоса по мотивам поэмы А. С. Пушкина. Незавершённой осталась работа над пост. балета "Сюмбека, или Покорение Казанского царства" Кавоса, т.к. в 1829 из-за конфликта с дирекцией имп. театров Д. был вынужден подать в отставку.
Хореографич. драмы Д. относятся к эпохе предромантизма. В них последовательное развитие действия осуществлялось средствами отанцованной пантомимы, в отдельных случаях переходившей в танец, техника которого в это время значительно обогатилась. Им были присущи драматургич. логика и стилевое единство. Декоративное оформление и сценич. эффекты служили в них раскрытию содержания. Деятельность Д. в России способствовала выдвижению рус. балетного театра на одно из первых мест в Европе. Новаторские достижения лучших постановок Д. нашли продолжение и развитие во 2-й пол. 19 в., в частности - в балетах М. И. Петипа. Среди учеников Д. - М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. А. Телешова, А. А. Лихутина, И. О. Гольц.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

Никель серебряное покрытие.

[c] Энциклопедия балета