[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ДИВЕРТИСМЕНТ (от франц. divertissement - увеселение, развлечение), 1) Театральное зрелище, собранное из номеров разных жанров (драматич., вокальных, танцевальных); истоки такого Д. - в нар. представлениях итал. Возрождения (14-15 вв.). Термин появился в 17 в., но и прежде итал. и франц. балеты, а также англ. маски 16 в. часто имели характер Д. В России Д. появился во 2-й пол. 18 в. и был наиболее распространён в 1-й четв. 19 в. (балеты-Д. на рус. темы в период Отечеств. войны 1812). 2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танц. номеров (как концертных соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр). В 19 в. Д. получил академич. разработку в балетах М. И. Петипа, иногда предваряя трагич. развязку спектакля или венчая благополучный исход событий. Внутри Д. имелись свои кульминации (обычно - развёрнутый ансамбль классич. танца, окружённый номерами характерных танцев). Образцы академич. формы Д. - во 2-х актах "Баядерки" и "Лебединого озера", а также в последнем акте "Спящей красавицы". Формы дивертисментной сюиты сохраняются в некоторых балетах сов. композиторов: "Красный мак" и "Медный всадник", "Гаянэ" и "Спартак", "Семь Красавиц" и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета