[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ДОБЕРВАЛЬ (Dauberval, D'Auberval) [настоящая фамилия - Берше (Bercher)] Жан (19.8.1742, Монпелье, - 14.2.1806, Тур), французский артист и балетмейстер. Ученик и последователь Ж. Ж. Новера. Дебютировал в парижской Опере в 1761 в дивертисменте оперы "Заис" Рамо. В 1762-64 выступал в Штутгарте. С 1770 солист парижской Оперы. Виртуозный танцовщик полухарактерного жанра. Среди мн. партий: Поляк ("Галантная Индия" Рамо), антре Земли ("Стихии" Детуша), Креон ("Медея и Язон" Родольфа, балетм. Новер). В 1783 после конфликта с дирекцией покинул парижскую Оперу. В 1783-92 (с перерывами) выступал и ставил балеты в Бордо и в Лондоне. Лучший балет Д. "Тщетная предосторожность" (на сб. музыку, первоначальное назв. - "Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг", 1789) сохранился в репертуаре до наст. времени. Др. пост.: "Забавы Терпсихоры" Бартелемона (1783), "Пигмалион" Руссо (1784), "Дезертир" на муз. одноим. комич. оперы Монсиньи (1784), "Ветреный паж" (1786), "Телемак на острове Калипсо" (1791). В творчестве Д. отразились демократич. тенденции предреволюц. эпохи. Он впервые обратился к реальным персонажам, вывел на сцену представителей третьего сословия. В своих пост. Д. развил и продолжил реформу Новера, стремился к соединению танца с пантомимой, широко использовал народный и бытовой танец.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета