[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


"ДОН КИХОТ" ("Don Quichotte", "Don Quixotte"), балеты на сюжет одноим. романа М. Сервантеса. Первая пост. в 1740, Вена, балетм. Ф. Хильфердинг. Другие пост.: 1) "Дон Кихот", комп. Й. Старцер. 1768, Вена, балетм. Ж. Ж. Новер, худ. Л. Боке. 2) "Свадьба Гамаша", комп. Лефевр. 18.1.1801, парижская Опера, балетм. Л. Ж. Милон; Дон Кихот - Ж. П. Омер, Китри - М-ль Шевиньи, Базиль - О. Вестрис, Санчо Панса - Бопре. "Дон Кихот и Санчо Панса", в 2 актах, комп. тот же. 22.1.1834, Большой театр, Петербург, балетм. А. Блаш (по Милону); Китри - В. А. Зубова. "Дон Кихот Ламанческий, или Свадьба Гамаша" в 2 актах, комп. тот же. 24.1.1835, Большой театр, Москва, балетм. Ф. В. Гюллень-Сор (по Милону), худ. И. Браун, И. Иванов, дирижёр Д. П. Карасёв; Китри - Ф. В. Гюллень-Сор. 3) "Дон Кихот" в 2 актах, комп. А. Венюа. 27.5.1808, Большой театр, Петербург, балетм. Ш. Дидло. 1809, Лондон, балетм. Ж. д'Эгвиль. 4) "Дон Кихот" в 3 актах, комп. Цинк. 1837, Королевский датский балет, Копенгаген, балетм. А. Бурнонвиль. 5) "Дон Кихот", комп. Штребингер. 1850, Берлин, балетм. П. Тальони. 6) "Портрет Дон Кихота", комп. Г. Петрасси. 1947, Балет Елисейских полей, Париж, балетм. и сцен. А. Миллош; гл. исполнители - Ж. Бабиле и Н. Филиппар. 7) "Дон Кихот" в 5 картинах, комп. Л. Шпис. 11.11.1949, Гос. опера, Берлин, балетм. и сцен. Т. Гзовская, худ. П. Шрекер, дирижёр - Л. Шпис; Дон Кихот - В. Холлен, Терезина - Дульцинея - М. Фрис, Санчо Панса - М. Пилло. 8) "Дон Кихот" в 5 сценах, комп. Р. Герхард. 20.2.1950, труппа "Сэдлерс-Уэллс балле", "Ковент-Гарден", Лондон, балетм. и сцен. Н. де Валуа, худ. Э. Бурра; Дон Кихот - Р. Хелпмен, Алдонца Лоренца-Дульцинея - М. Фонтейн, Санчо Панса - А. Грант, Цирюльник - Р. Поуэлл. 9) Под назв. "Странствующий рыцарь", комп. Ж. Ибер. 1950, парижская Опера, балетм. С. Лифарь. 10) "Дон Кихот" в 3 актах, комп. Я. Доубрава, сцен. Й. Бахтик. 22.12.1957, Брно, балетм. Й. Нермут, худ. Й. Адамичек, дирижёр Й. Пинкас; в гл. партиях - К. Толар, М. Хойдони, В. Авратова, В. Вагнерова. 1961, Росток. 11) "Дон Кихот" в 3 актах 5 картинах, комп. Н. Набоков. Первый, многоактный амер. балет. 28.5.1965, "Нью-Йорк сити балле", "Стейт тиэтр", Нью-Йорк, балетм. Дж. Баланчин, худ. Э. Франсе; Дон Кихот - Р. Рапп, Дульцинея - С. Фаррелл, Санчо Панса - Д. Ламон (до премьеры - 25 мая 1965, на благотворительном спектакле партию Дон Кихота исполнил Баланчин).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

"ДОН КИХОТ", балет в 4 актах 8 картинах с прологом (по роману М. Сервантеса). Комп. Л. Минкус, сцен. и балетм. М. И. Петипа. 14.12.1869, Большой театр, Москва, худ. П. А. Исаков, И. Шангин, Ф. И. Шеньян, дирижёр П. Н. Лузин; Китри - А. И. Собещанская, Базиль - С. П. Соколов, Дон Кихот - В. Ваннер, Дульцинея - П. М. Карпакова, Санчо Панса - В. Ф. Гельцер, Гамаш - Д. И. Кузнецов. 9.11.1871, Мариинский театр, Петербург; новая ред. М. И. Петипа, в 5 актах 11 картинах, худ. П. А. Исаков, И. Шангин, Ф. И. Шеньян, дирижёр А. Д. Папков; Китри-Дульцинея - А. Ф. Вергина (позднее А. Н. Кеммерер, Е. П. Соколова, М. Н. Горшенкова и др.), Базиль - Л. И. Иванов, Дон Кихот - Т. А. Стуколкин, Санчо Панса - А. Н. Пишо, Гамаш - Н. О. Гольц. 1887, Большой театр, Москва, в 3 актах 7 картинах; новая ред., балетм. А. Н. Богданов (по петерб. ред. М. И. Петипа), дирижёр С. Я. Рябов; Китри-Дульцинея - Л. Н. Гейтен, Базиль - Н. Ф. Манохин, Дон Кихот - В. Ваннер, Санчо Панса - В. А. Шашкин. 6.12.1900, там же, балетм. А. А. Горский (новые танцы: на муз. А. Ю. Симона - испанский и Э. Ф. Направника - фанданго), худ. К. А. Коровин, А. Я. Головин, Н. А. Клодт (декорации), К. А. Коровин (костюмы), дирижёр А. Ф. Арендс; Китри-Дульцинея - Л. А. Рославлева, Базиль - В. Д. Тихомиров, Дон Кихот - А. Н. Ермолаев, Санчо Панса - Н. П. Домашёв, Эспада - М. М. Мордкин, Уличная танцовщица и Мерседес - С. В. Фёдорова, Повелительница дриад - М. И. Грачевская. 1902, Мариинский театр, Петербург, та же ред. А. А. Горского, худ. К. А. Коровин, Н. А. Клодт, дирижёр Р. Е. Дриго; Китри-Дульцинея - М. Ф. Кшесинская (позднее А. П. Павлова, В. А. Трефилова, Е. В. Гельцер, Е. А. Смирнова, Т. П. Карсавина, Ю. Н. Седова, К. П. Маклецова и др.), Базиль - Н. Г. Легат, Дон Кихот - А. Д. Булгаков, Санчо Панса - Э. Чеккетти, Уличная танцовщица - О. И. Преображенская, Мерседес - М. М. Петипа, Гамаш - П. А. Гердт, Эспада - А. Ф. Бекефи, Повелительница дриад - Ю. Н. Седова. 19.11.1906, Большой театр, Москва, новая ред., балетм. А. А. Горский, худ. К. А. Коровин, дирижёр А. Ф. Арендс; Китри-Дульцинея - Е. В. Гельцер, Базиль - В. Д. Тихомиров, Дон Кихот - В. А. Чудинов, Санчо Панса - В. А. Рябцев, Мерседес - С. В. Фёдорова, Эспада - М. М. Мордкин.
На советской сцене: 30.9.1923, Театр оперы и балета, Петроград, в 4 актах 7 картинах с прологом, балетм. Ф. В. Лопухов (по А. А. Горскому), худ. А. Я. Головин, К. А. Коровин, дирижёр А. В. Гаук; Китри-Дульцинея - О. А. Спесивцева, Базиль - М. А. Дудко, Дон Кихот - Н. А. Солянников, Санчо Панса - Л. С. Леонтьев, Гамаш - Монахов, Эспада - А. В. Лопухов, Уличная танцовщица - В. К. Иванова. 1941, Театр им. Кирова, Ленинград, сценарий М. И. Петипа в обр. Ю. И. Слонимского, балетм. В. И. Пономарёв (по А. А. Горскому). 1946, возобн., там же (новые танцы пост. Н. А. Анисимовой), худ. Т. Г. Бруни, дирижёр П. Э. Фельдт; Китри-Дульцинея - Н. М. Дудинская (позднее Т. М. Вечеслова, Ф. И. Балабина), Базиль - К. М. Сергеев, Эспада - С. Г. Корень. 10.2.1940, Большой театр, Москва, балетм. Р. В. Захаров (по А. А. Горскому; новые танцы на муз. В. П. Соловьёва-Седого); отд. номера пост. К. Я. Голейзовский, худ. В. Ф. Рындин, дирижёр Ю. Ф. Файер; Базиль - Мессерер, Дон Кихот - В. В. Смольцов, Санчо Панса - В. А. Рябцев. 1942, филиал Большого театра, Москва, в 3 действиях, сценарий М. И. Петипа в обр. Ю. И. Слонимского, балетм. М. М. Габович, В. В. Смольцов (по А. А. Горскому), К. Я. Голейзовский, худ. Л. А. Фёдоров, В. Максимов, дирижёр С. С. Сахаров; Китри-Дульцинея - О. В. Лепешинская, Базиль - В. Д. Голубин (позднее А. Н. Ермолаев), Дон Кихот - В. В. Смольцов, Санчо Панса - В. А. Рябцев.
Среди др. выдающихся исполнителей партий Китри - М. М. Плисецкая, Е. С. Максимова, Базиля - В. В. Васильев и др.
В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Харьков (1926, В. А. Рябцев и Мессерер; 1946, В. Никитин), Киев (1927, В. А. Рябцев; 1934, Л. А. Жуков; 1953, С. Н. Сергеев), Баку (1934, В. А. Кононович; 1945, С. Н. Кеворков; 1973, Алмасзаде), Горький (1936, В. А. Кононович; 1961, Л. А. Серебровская; 1971, Ю. Я. Дружинин), Ташкент (1936, Н. И. Авалиани; 1948, П. К. Иоркин; 1970, А. Л. Андреев, Н. М. Стуколкина), Саратов (1937, В. А. Кононович; 1970, А. Асатурян), Куйбышев (1942, Н. В. Данилова; 1966, А. Я. Шелест), Тбилиси ( 1943, 1963, В. М. Чабукиани), Пермь ( 1946, Г. И. Язвинский; 1962, М. М. Газиев, Н. Азарин-Мессерер), Одесса (1952, В. И. Вронский; 1966, Н. И. Трегубов; 1970, И. А. Чернышёв), Вильнюс (1954, В. В. Гривицкас; 1978, Браздилис), Новосибирск (1954, М. Л. Сатуновский), Душанбе (1955, К. Ф. Боярский; 1969, Г. В. Ледях), Ереван (1954, З. М. Мурадян; 1965, Е. Я. Чанга), Челябинск ( 1957, Ф. В. Лопухов; 1971, Б. Халиулов), Казань (1958, К. Ф. Боярский; 1968, Н. А. Апухтин), Донецк (1957, Н. И. Авалиани), Рига (1961, Е. Я. Чанга), Львов (1960, А. Л. Андреев и Н. М. Стуколкина), Воронеж (1963, К. А. Муллер), Таллин (1968, Э. Суве), Самарканд (1969, Т. Хацаева), Сыктывкар (1971, Л. А. Бордзиловская), Кишинёв (1969, Н. А. Фёдорова) и др.
За рубежом: Хельсинки (1958, Финская нац. опера, балетм. Г. Ге), Ливерпул (1962, труппа "Балле Рамбер", музыка в обр. Дж. Корбетта, балетм. В. Борковский), Венская опера (1966), Цюрих (1966, Н. Берёзов), Австралийский балет (1972), "Американ балле тиэтр" (1978).
История странствий "рыцаря печального образа" и его верного оруженосца Санчо Пансы служит лишь обрамлением сюжета балета: Китри и влюблённый в неё бедный цирюльник Базиль не без помощи Дон Кихота оставляют в дураках незадачливого жениха Китри, чванливого и богатого Гамаша, а также её отца - трактирщика Лоренцо, противящегося их браку. Дон Кихота, потерпевшего неудачу в поединке с ветряной мельницей, утешают хозяева замка - Герцог и Герцогиня, и многочисленные гости, среди которых - счастливые Китри и Базиль.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета