[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ДОНЕЦКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, открыт в мае 1944. В балетную труппу вошли артисты Донецкого муз. театра (организован в 1941 на основе Луганского оперного театра, работавшего в 1929-40) и Днепропетровского театра оперы и балета (организован в 1932 на основе Полтавского 1-го передвижного рабочего театра, созданного в 1928). Первая работа - "Половецкие пляски" (1945, балетм. К. Я. Голейзовский), в которых раскрылись актёрские индивидуальности танцовщиц Н. М. Гончаровой и Е. П. Горчаковой. В 40-е гг. труппу возглавляли К. Г. Васина, А. А. Гирман, в 1949-54 - М. Д. Цейтлин, в постановках которого преобладала бытовая пантомима, танц. дивертисментность. Стремление синтезировать нац. укр. танец с классическим характерно для пост. балетм. Н. И. Трегубова ("Сорочинская ярмарка" Гомоляки, 1956), И. А. Карповича ("Маруся Богуславка" Свечникова, 1952), А. Я. Бердовского ("Чёрное золото" Гомоляки, 1957), Н. М. Скорульской ("Лесная песня" Скорульского, 1961), Р. А. Клявина ("Оксана" Гомоляки, 1964). Эти спектакли отмечены высоким актёрским мастерством Горчаковой, Г. С. Кириллиной, А. В. Ковалёва, С. И. Дейниченко, Н. М. Третьякова, И. И. Шувалова, Зиновьевой, А. И. Фотиева, Л. М. Юдановой. Оригинальностью сценич. решения отличались пост. К. А. Муллера - "Тропою грома" (1959), В. В. Бойченко - "Аэлита" Д. Толстого (1967), С. М. Тулубьевой - "Антоний и Клеопатра" Лазарева (1974). Утверждение принципов совр. танц. образности и хореографич. симфонизма характерно для балета "Легенда о любви" (1971) в пост. Т. К. Дусметова, возглавлявшего труппу в 1968-71. Театр стремится к созданию репертуара в содружестве с нац. композиторами (в частности, с В. Б. Гомолякой). С нач. 70-х гг. возросла культура классич. танца, выдвинулись молодые солисты - А. И. Бойцов, В. М. Бурлака, Т. Н. Гальцева, Т. Н. Кушакова, Р. Х. Хасьянов, Ю. И. Цыбульский, Г. В. Чайка. Гл. балетмейстер (с 1979) В. К. Шкилько, гл. дирижёр Т. Н. Микитка, гл. художник Б. И. Купенко. В 1977 театру присвоено звание академического. С 1948 при театре работает балетная школа.
Репертуар театра (в скобках указаны фамилии балетмейстеров)
1944. "Бахчисарайский фонтан" (Гирман).
1945. "Лилея" (Гирман).
1946. "Лебединое озеро" (Гирман).
1947. "Корсар" (Гирман).
1948. "Эсмеральда" (Цейтлин).
1949. "Красный мак", "Дон Кихот" (Цейтлин).
1950. "Конёк-Горбунок"; "Юность" Чулаки (Цейтлин).
1951. "Раймонда" (Цейтлин и Гончарова).
1952. "Маруся Богуславка" Свечникова (Карпович).
1953. "Шурале" (Трегубов).
1954. "Спящая красавица" (Цейтлин).
1955. "Жизель" (Трегубов).
1956. "Сорочинская ярмарка" Гомоляки (Трегубов).
1957. "Раймонда", "Дон Кихот" (Авалиани), "Чёрное золото" Гомоляки (Бердовский).
1958. "Баядерка"; "Большой вальс" на муз. И. Штрауса (Трегубов).
1959. "Тропою грома" (Муллер).
1960. "Каменный цветок" Фридлендера (Муллер), "Франческа да Римини" (Галанкина).
1961. "Аленький цветочек" Махова (Рамонова); "Лесная песня" Скорульского (Скорульская; на основе пост. Вронского в Театре им. Шевченко).
1962. "Кот в сапогах" Гомоляки (Ефремов).
1963. "Спартак" (Корягин), "Болеро"; "Каприччио на цыганские темы" ни муз. Рахманинова (Корягин).
1964. "Золушка" (Васильева и Зайцев; на основе пост. Сергеева в Театре им. Шевченко), "Лебединое озеро" (Васильева и Зайцев), "Оксана" Гомоляки (Клявин).
1965. "Пер Гюнт" на муз. Грига (Трегубов).
1966. "Ромео и Джульетта" (Дадишкилиани).
1967. "Аэлита" Толстого (Бойченко).
1968. "Дон Кихот" (Дусметов).
1970. "Щелкунчик" (Дусметов).
1971. "Легенда о любви" (Дусметов).
1972. "Спящая красавица" (Тулубьева).
1973. "Бахчисарайский фонтан", "Лебединое озеро" (Тулубьева).
1974. "Антоний и Клеопатра" Лазарева (Тулубьева).
1975. "Баядерка" (Тулубьева).
1976. "Муза поэта" Доценко и Стародубровского (Тулубьева).
1977. "Моцартиана" (Тулубьева).
1978. "Ромео и Джульетта" (Шкилько).
1979. "Малыш и Карлсон" Тер-Осипова (Шкилько).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета