[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ДУЭТНЫЙ ТАНЕЦ (дуэт), парный танец танцовщика и танцовщицы. Может быть частью спектакля или самостоятельным номером. В начале развития балетного искусства любой парный танец назывался pas de deux. Ок. сер. 19 в. pas de deux принимает более определённую пятичастную танцевальную форму. Д. т. входит в неё в качестве составной части. Муз. форма Д. т. в большинстве случаев adagio.
Д. т. часто используются в балетах классич. наследия: лирические - Одетта и Зигфрид (балетм. Л. И. Иванов), героические - "Пламя Парижа" (балетм. В. И. Вайнонен), празднично-бравурные "Дон Кихот" (балетм. А. А. Горский). Не всякое общение на сцене танцовщика и танцовщицы является Д. т. Дуэт двух танцовщиц или двух танцовщиков может представлять собой "танцевальный диалог" или сцену-дуэт - Марии и Заремы (балетм. Р. В. Захаров) или Отелло и Яго (балетм. В. М. Чабукиани).
Д. т. получил развитие в 18-19 вв. в спектаклях Ж. Доберваля, Ш. Дидло, Ж. Перро, Авг. Бурнонвиля. Д. т. этих балетмейстеров строились преимущественно на партерных поддержках и танц. комбинациях (дуэты Рыбака и Невесты в балете Бурнонвиля "Неаполь, или Рыбак и его невеста"). Яркий, технически сложный Д. т. получил наибольшее развитие в балетах М. И. Петипа, Л. И. Иванова, А. А. Горского. Постепенно техника и драматургич. построение Д. т. развивались и усложнялись, появились воздушные поддержки, гимнастические и акробатические элементы, ставшие составной частью Д. т.
Особенно большое развитие получил Д. т. в творчестве сов. балетмейстеров, внёсших в него много новых элементов, обогативших хореографич. пластику. Дуэты, созданные для концертных программ Г. Я. Голейзовский, Л. В. Якобсоном, Мессерером и др., выразительны, пронизаны поэзией, обладают красотой пластич. рисунка ("Скрябиниана", балетм. Голейзовский, "Охотник и птица" на муз. Грига, балетм. Якобсон, "Весенние воды" на муз. Рахманинова и "Мелодия" на муз. Глюка, балетм. Мессерер). Широкое развитие получил Д. т. в творчестве Ю. Н. Григоровича. В его "Ромео и Джульетте" пять дуэтов главных героев раскрывают всю историю их взаимоотношений.
Обучение технике поддержки в Д. т. входит в программы хореографич. училищ в качестве обязательной специальной дисциплины для учеников старших классов.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета