[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ДУДИНСКАЯ Наталья Михайловна [р. 8(21).8.1912, Харьков], советская артистка. Нар. арт. СССР (1957). С 1931, по окончании Ленингр. хореографич. училища (педагог А. Я. Ваганова), в Ленингр. театре оперы и балета (ныне им. Кирова). Уже в первые годы работы танцевала ведущие партий классического репертуара: Одетта - Одиллия, Аврора Маша, Китри, Жизель. Д. развивала лучшие традиции рус. хореографии, участвовала в создании совр. балетного репертуара. В первых пост. балетов Б. В. Асафьева "Пламя Парижа" (1932, балетм. В. И. Вайнонен, реж. С. Э. Радлов), "Утраченные иллюзии" (1936, балетм. Р. В. Захаров) и "Милица" (1947, балетм. Вайнонен) исполнила партии Мирейль де Пуатье, Корали и Милицы. Обладая блестящей техникой классич. танца, ярким темпераментом, Д. исполняла виртуозные партии героич. плана. Выдающаяся работа - образ Лауренсии (1939, балетм. В. М. Чабукиани). Танец Д.-Лауренсии был насыщен героич. патетикой, увлекал динамикой, стихией полёта, красочностью испанской пластики. Среди лучших партий Д. также: Гаянэ (1942, балетм. Н. А. Анисимова), Золушка (1946, балетм. К. М. Сергеев; Гос. пр. СССР, 1947), Раймонда (Гос. пр. СССР, 1949), Девушка-птица ["Али-Батыр" ("Шурале"), 1950, балетм. Л. В. Якобсон; Гос. пр. СССР, 1951], Панночка ("Тарас Бульба", 1955, балетм. Б. А. Фенстер). Для творчества Д. зрелого периода характерны психологич. углублённость, большая эмоциональная выразительность. Так, в партии Сари ("Тропою грома", 1958, балетм. К. М. Сергеев) Д. в остром рисунке, энергичных ритмах, со сдержанной экспрессией раскрыла становление и развитие сложного характера героини. В 1951-70 педагог класса усовершенствования, с 1951 педагог-репетитор Театра им. Кирова. С 1964 педагог Ленингр. хореографич. училища. Гос. пр. СССР (1941, за большие достижения в области балета).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета