[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЕРМОЛАЕВ Алексей Николаевич [10(23). 2.1910, Петербург, - 12.12.1975, Москва], советский артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1970). В 1926 окончил Ленингр. хореографич. училище (педагог В. И. Пономарёв); на выпускном экзамене исполнил партию Бога ветра ("Талисман" Дриго). В 1926-30 в Ленингр. театре оперы и балета. Партии: Базиль, Зигфрид; Гений вод ("Конёк-Горбунок"), Дезире; Зимняя птица ("Ледяная дева", 1927, балетм. Ф. В. Лопухов), Акробат и Божок ("Красный мак", 1929, балетм. Лопухов и В. И. Пономарёв) и др. В 1930-58 в Большом театре. Партии: Тибальд ("Ромео и Джульетта", 1946, балетм. Л. М. Лавровский), Филипп ("Пламя Парижа", 1947, балетм. В. И. Вайнонен, Гос. пр. СССР, 1947), Рипафратта ("Мирандолина", 1949, балетм. Вайнонен), Евгений ("Медный всадник", 1949, балетм. Р. В. Захаров), Альберт; Ли Шанфу ("Красный мак", 1949, балетм. Лавровский, Гос. пр. СССР, 1950), Северьян ("Сказ о каменном цветке", 1954, балетм. тот же), Гирей. Е. - один из крупнейших представителей сов. балетного театра, выдающийся классич. танцовщик героико-романтич. амплуа. Создал новый стиль мужского танца - экспрессивного, мужественного, виртуозного, оказав влияние на последующих исполнителей. Образы Е. были проникнуты значительностью мысли, псйхологич. глубиной. В 1939 Е. выступил как балетмейстер, поставив (с Ф. В. Лопуховым) на сцене Минского театра первый белорус. балет - "Соловей" Крошнера, затем - "Пламенные сердца" Золотарёва (1955, там же). В своих спектаклях Е. обогащал лексику танца. В 1960-75 педагог-репетитор Большого театра и, одновременно, педагог и художеств. руководитель (1968-72) Моск. хореографич. училища. Среди его учеников - Ю. К. Владимиров. Гос. пр. СССР (1946, за выдающиеся достижения в области балета).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ЕРМОЛАЕВ Владимир Михайлович [р. 27.5(9.6).1907, Петербург], советский артист, педагог, балетмейстер. Засл. арт. Укр. ССР (1958). Учился в Киеве: с 1920 в студии Б. Ф. Нижинской, затем в студии при театре Оперы. С 1924 стажёр, с 1926 артист этого театра. Позднее выступал в Киевском передвижном оперном театре, Свердловском театре, в 1930-1933 - Моск. художеств. балете под рук. В. В. Кригер. В 1933-37 артист и педагог Театра им. Ахундова. Одновременно преподавал в Бакинском хореографич. училище (пост. балеты "Коппелия", "Конёк-Горбунок", "Спящая красавица"). В 1937-60 работал в Киевском театре муз. комедии. Среди партий: Эспада ("Дон Кихот"), Ли Шанфу; Никез ("Соперницы" на муз. Гертеля), Нурали; Франц ("Коппелия"), Граф ("Чары любви"). Исполнял па-де-труа, мазурку, испанский танец, чардаш в "Лебедином озере", танцы в оперных спектаклях. В концертном репертуаре Е. - "Сегедилья" и "Чардаш" (в пост. К. Я. Голейзовского), "Вальс" Штрауса, "Мелодия" Глюка и др. В 1959-68 педагог танца в Киевском институте театр. искусства и Киевской консерватории.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета