[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ФАЙЕР Юрий Фёдорович [5(17).1.1890, Киев, - 3.8.1971, Москва], советский дирижёр. Нар. арт. СССР (1951). Чл. КПСС с 1941. В 1919 окончил Моск. консерваторию; впоследствии учился дирижированию у А. Ф. Арендса. С 1906 солист-скрипач и концертмейстер разл. оркестров, в 1909-10 концертмейстер и дирижёр Рижской оперы, в 1914-15 - Оперного театра С. И. Зимина (Москва). С 1916 концертмейстер и солист оркестра Большого театра, с 1919 дирижёр, с 1923 постоянный дирижёр балета этого театра (репертуар Ф. насчитывал св. 50 балетов). В сотворчестве с выдающимися композиторами и хореографами Ф. создал спектакли, вошедшие в золотой фонд сов. театра. Дирижёрскому искусству Ф. были присущи глубокое понимание законов хореографии и неизменное чувство стиля как классич., так и совр. балетной музыки. Участвовал в первых постановках балетов (в скобках фамилии балетмейстеров): "Безделушки" Моцарта (1922, А. А. Горский), "Вечно живые цветы" на муз. Асафьева и др. (1922, Горский и К. Н. Баранов), "Миллионы Арлекина" Дриго (1924, В. А. Рябцев), "Эсмеральда (1926, В. Д. Тихомиров), "Красный мак" (1927, Тихомиров, Л. А. Лащилин; новая ред., 1949; Гос. пр. СССР, 1950, Л. М. Лавровский); "Смерч" Бера (1927, К. Я. Голейзовский), "Карнавал" (1928, тот же); "Футболист" Оранского (1930, Лащилин, И. А. Моисеев), "Комедианты" Глиэра (1931, А. И. Чекрыгин), "Шопениана" (1932, тот же, по Фокину), "Щелкунчик" (1932, Чекрыгин и А. М. Монахов); "Саламбо" Арендса (1932, Моисеев), "Пламя Парижа" (1933, 1947, В. И. Вайнонен), "Жизель" (1934, А. М. Монахов; 1944, Лавровский); "Три толстяка" Оранского (1935, Моисеев), "Светлый ручей" Шостаковича (1935, Ф. В. Лопухов), "Бахчисарайский фонтан" (1936, Р. В. Захаров), "Спящая красавица" (1936, А. М. Мессерер, Чекрыгин; 1952, Мессерер, М. М. Габович), "Лебединое озеро" (1937, 1956, Мессерер), "Аистёнок" (1937, А. И. Радунский, Н. М. Попко, Л. А. Поспе-хин), "Кавказский пленник" (1938, Захаров); "Светлана" Клебанова (1939, Радунский, Попко, Поспехин), "Дон Кихот" (1940, Захаров, по А. А. Горскому, с отдельными номерами Голейзовского); "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого (1941, Захаров), "Тщетная предосторожность" (1943, Мессерер), "Раймонда" (1945, Лавровский), "Золушка" (1945; Гос. пр. СССР, 1946, Захаров), "Шопениана" (1946, Лавровский), "Ромео и Джульетта" (1946; Гос. пр. СССР, 1947, Лавровский), "Коппелия" (1949, Е. И. Долинская, Радунский, по Горскому), "Медный всадник" (1949, Захаров), "Сказ о каменном цветке" (1954, Лавровский; 1959, "Каменный цветок", Ю. Н. Григорович), "Лауренсия" (1956, В. М. Чабукиани), "Гаянэ" (1957, Вайнонен), "Спартак" (1958, Моисеев), "Подпоручик Киже" (1963, А. А. Лапаури, О. Г. Тарасова). Гос. пр. СССР (1941) за высокое мастерство дирижирования балетами.
Соч.: Записки балетного дирижера, "СМ", 1960, No 10; О себе, о музыке, о балете, 2 изд., М., 1974.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета