[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ФОРМАЛИЗМ в балете, как и в др. искусствах, - самодовлеющее формотворчество, лишённое содержания. В упадочном бурж. искусстве 20 в. Ф. развивается как следствие духовного опустошения и обесчеловечивания художеств. творчества, утраты искусством идеала и обществ. целей. Он выражается в отказе от языка классич. и нар. танца, от исторически сложившихся танц. форм, в культивировании уродливой пластики, в бессмысленных комбинациях движений, нарочито лишённых выразительности. Ф. развивается под флагом лженоваторства, его сторонники утверждают, что стремятся к обогащению формы. Однако форма, лишённая содержания, распадается, утрачивает человечность и красоту. Тенденции Ф. свойственны также тем произв., которые не порывают с традиц. танц. лексикой, но сводят смысл искусства к чистой "игре форм", к бессодержательному сочетанию элементов, к голой технике. Ф. в хореографии родствен таким явлениям упадочного модернистского искусства, как абстракционизм в живописи, театр абсурда и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета