[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГЕЛЬЦЕР Анатолий Фёдорович [21.3(2.4).1852 - 1918], русский театральный художник. По окончании моск. Строгановского училища в 1873 поступил на службу в имп. моск. театры. Работал в Большом театре помощником К. Ф. Вальца, обучался декорационному искусству у художника П. А. Исакова. Много путешествовал по России и зап.-европ. странам, изучая памятники искусства и архитектуры. С 1888 декоратор моск. Малого театра. Оформлял также оперные и балетные спектакли. В 80-90-х гг. 19 в. Г. занимал одно из ведущих мест в рус. театр.-декорац. искусстве. В балетном театре выступал как представитель академически-романтич. направления. Используя возможности сцены и, в частности, введённого в 90-х гг. электрич. освещения, Г. увлекался эффектами транспарантной (просвечивающей) декорации для передачи разл. состояний природы, создания романтически-приподнятой атмосферы действия. Его лучшая работа - декорации к балету "Спящая красавица" (1899, Большой театр, совм. с К. Ф. Вальцем) со знаменитой панорамой во 2-м действии, - отмечена тонким проникновением в музыку Чайковского.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ГЕЛЬЦЕР Василий Фёдорович [26.12.1840 (7.1.1841), Москва, - 30.12.1908 (12.1.1909), там же], русский артист, педагог. С 1856, по окончании (экстерном) Моск. театр. училища, в Большом театре. Исполнил партию Иванушки в первой моск. пост. балета "Конёк-Горбунок" (1866). Характерный танцовщик, мастер перевоплощения, Г. обладал большим мимич. дарованием. Выступал в комич., характерных и трагич. партиях: Марцелина ("Тщетная предосторожность"), Царь Нубийский ("Дочь фараона"), Клод Фролло ("Эсмеральда"), фея Карабос; Ганс ("Жизель") и др. Композитор А. Симон в опере "Песнь торжествующей любви" (1899) специально для Г. создал мимич. партию Малайца. В 1894-1901 режиссёр балетной труппы Большого театра. С 1898 преподавал мимику и пластику в Моск. балетном училище и Моск. консерватории; сочинил танцы для первой пост. оперы "Евгений Онегин" (1879, осуществлённой силами студентов Моск. консерватории).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ГЕЛЬЦЕР Екатерина Васильевна [2(14).11.1876, Москва, - 12.12.1962, там же], советская артистка. Первой из артисток балета удостоена звания нар. арт. Республики (1925). Дочь В. Ф. Гельцера. С 1894, по окончании Моск. хореографич. училища (педагоги И. Д. Никитин и Х. Мендес), в Большом театре. С 1896 в Мариинском театре; выступала в балетах, пост. М. И. Петипа, работа с которым оказала на неё значит. влияние. Занималась с педагогом Х. П. Иогансоном. В 1898 вернулась в Большой театр. В течение всей творч. жизни совершенствовалась у В. Д. Тихомирова. Яркая представительница рус. школы классич. танца, Г. соединяла в своём исполнении лёгкость, виртуозность, стремительность с широтой и мягкостью движений. Особое значение для её искусства имела деятельность балетмейстера А. А. Горского, в спектаклях которого балерина исполняла ведущие партии, осуществляя смелые искания постановщика. Самой значит. работой Г. был образ Саламбо ("Саламбо", 1910). В этой партии определились осн. качества её дарования: соединение блестящей классич. танцовщицы и крупной мимич. артистки, обладавшей открытым, живым, ярким темпераментом, стремившейся передать на сцене подлинную правду чувств и переживаний. Большое влияние на Г. оказало искусство Моск. художеств. и Малого театров. Г. воплотила разнообразные характеры. Среди них: Одетта - Одиллия, Лиза, Медора, Китри; Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Рыбачка ("Любовь быстра!" на муз. Грига), Евника ("Евника и Петроний" на муз. Шопена), Раймонда. В 1910 выступала в Брюсселе, Берлине, Русских сезонах в Париже; в 1911 (вместе с Тихомировым и группой артистов Большого театра) - в Лондоне, в том же году - в США (с М. М. Мордкиным). Гастролировала также по городам России. В сов. время Г. воплотила новые образы: глубокой человечностью было проникнуто её исполнение партии Эсмеральды (1926); в 1927, в первом сов. балете на совр. тему - "Красный мак", Г. создала образ китайской танцовщицы Тао Хоа. Перестав выступать на сцене Большого театра, Г. с 1935 гастролировала по Сов. Союзу (вплоть до Великой Отечеств. войны) - в крупных городах и промышленных центрах, в самых отдалённых районах страны. Гос. пр. СССР (1943).

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета