[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГЕРДТ Елизавета Павловна [17(29).4.1891, Петербург, - 6.11.1975, Москва], советская артистка и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Дочь П. А. Гердта и танцовщицы А. В. Шапошниковой. С 1908, по окончании Петерб. театр. училища (педагог М. М. Фокин), в Мариинском театре (позже Ленингр. театр оперы и балета). Ученицей исполнила роль Армиды в "Оживлённом гобелене" (на муз. Черепнина), пост. Фокиным, и затем в его же балетах танцевала близкие классич. стилю партии: Армида ("Павильон Армиды"), Сильфида ("Шопениана"), Коломбина ("Карнавал"). Строгое, благородное искусство Г. сформировалось в традициях классич. школы Х. П. Иогансона, М. И. Петипа, П. А. Гердта. После выступлений в партиях феи Сирени; Зари ("Коппелия"), Изабеллы ("Испытание Дамиса") Г. в 1919 получила звание балерины. В её репертуаре: Одетта - Одиллия, Аврора, Раймонда, Царь-девица, Маша, Никия, Пахита; Аспиччия ("Дочь фараона"), Мирта ("Жизель"), Смеральдина ("Пульчинелла"), Светлая сила ("Красный вихрь" Дешевова) и др. Пластичный, выдержанный в мягких тонах, совершенный по форме танец Г. стал в 20-е гг. эталоном академии. балетной культуры. Оставив сценич. деятельность, в 1927-34 преподавала в Ленингр. хореографии, училище и вела одновременно класс усовершенствования в Ленингр. театре оперы и балета. В 1935-42 и 1945-60 педагог Моск. хореографич. училища, с 1935 - Большого театра. Среди учеников Г. - А. Я. Шелест, М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, В. Т. Бовт, Е. С. Максимова.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ГЕРДТ Павел (Павел-Фридрих) Андреевич [22.11(4.12).1844, дер. Волынкино под Петербургом, - 30.7(12.8).1917, Вамальоки близ Териоки (Финляндия), похоронен в Ленинграде], русский артист, педагог. В 1864 окончил балетное отделение Петерб. театр. училища (педагоги А. И. Пименов, Ж. Петипа, М. И. Петипа и Х. П. Иогансон). Учеником выступил в 1858 в балете "Крестьянская свадьба" Стефани (па-де-труа). В 1860-1916 в Мариинском театре. Г. - один из лучших классич. танцовщиков петерб. сцены. Обладал широким и свободным жестом, пластич. выразительностью. В течение 40 лет выступал партнёром лучших артисток Мариинского театра и гастролёрш. Был выдающимся мимистом. В совершенстве владел условным языком жеста. Создал разл. по характеру образы - от напряжённо драматич. и лирико-романтич. до острокомедийных: Конрад; Рудольф ("Дева Дуная"), Люсьен ("Пахита"), Феб; Таор ("Дочь фараона"), Солор; Оберон ("Сон в летнюю ночь"), Колен; Абдерахман ("Раймонда"), Синяя Борода ("Синяя Борода" Шенка), Дамис ("Испытание Дамиса"), Вакх ("Времена года") и др. Первый исполнитель гл. партий в балетах Чайковского: Дезире ("Спящая красавица", 1890, балетм. М. И. Петипа), Принц Коклюш ("Щелкунчик", 1892, балетм. Л. И. Иванов) и Зигфрид ("Лебединое озеро", 1895, балетм. Петипа и Иванов). Гастролировал в Москве и Вильнюсе. Г. работал в театре до конца жизни, постепенно переходя на мимич. роли и характерные танцы. Последний раз выступил в 1916 (Гамаш - "Дон Кихот"). Пост.: "Мнимые дриады" Пуньи (1899), "Искры любви" И. И. Чекрыгина (1900), "Жавотта" Сен-Санса (1902); закончил (1901) начатую Л. И. Ивановым постановку балета "Сильвия". В 1880-1904 преподавал в Петерб. театр. училище. Среди учеников - А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, А. Я. Ваганова, М. М. Фокин, Л. Г. Кякшт, С. Г. Легат, В. Д. Тихомиров.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета