[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич [30.12.1874 (11.1.1875), Киев, - 23.6.1956, Москва], советский композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941). В 1900 окончил Моск. консерваторию (по композиции у М. М. Ипполитова-Иванова), в 1906-08 брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии. Автор опер, симфонич. и инстр. произв., Г. большое внимание уделял театральной и, особенно, балетной музыке. Значительной вехой в истории отечеств. балета стал "Красный мак" (1927, Большой театр, балетм. Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров; 1949, там же, балетм. Л. М. Лавровский; 1949, Театр им. Кирова, балетм. Р. В. Захаров) - первый советский репертуарный балет на совр. революц. тему, заложивший основу развития сов. реалистич. балетного искусства. В музыке балета использованы ранние соч. Г., а также рус. и кит. песенно-танцевальный фольклор; ярко обрисованы нар. сцены. При всей новизне идейно-образных задач музыкальная драматургия произв. близка к традициям балета дивертисментного типа. Значительно бульшая муз.-драматургич. стройность, преемственная связь с традициями рус. симфонич. балета (Чайковский, Глазунов) свойственны балету "Медный всадник" (по поэме Пушкина, 1949, Театр им. Кирова, балетм. Захаров; Гос. пр. СССР, 1950). Цельность формы, развёрнутая система лейтмотивов, углублённые муз. характеристики гл. героев сочетаются здесь с разнообразием картин природы и бытовых сцен (в музыке которых творчески претворены интонации и ритмы нар. и придворного танца, гор. романса нач. 19 в., музыки "петровской эпохи"). Г. принадлежат также балеты: "Хризис" (1912, Интернациональный театр, Москва, балетм. Н. Милль), "Клеопатра" ("Египетские ночи", по Пушкину, 1926, Муз. студия МХАТа, Москва), "Комедианты" ("Дочь народа" по пьесе "Фуэнте Овехуна" Лопе де Вега, 1931, Большой театр, балетм. А. И. Чекрыгин; 2-я ред. "Дочь Кастилии", 1955, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. А. В. Чичинадзе), "Тарас Бульба" (по Гоголю, соч. 1951-52). Г. осуществил также новую ред. балета "Эсмеральда" Пуньи (совм. с С. Н. Василенко, 1950, Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер). Гос. пр. СССР (1946, 1948). На муз. Г. поставлен балет "Pas rompu" (на муз. концерта для голоса с оркестром, "Гран балле канадьен", балетм. Ф. Но). Г. преподавал в Муз. училище им. Гнесиных, в Киевской и Моск. консерваториях (с 1913 проф.). Среди его учеников - Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Б. Н. Лятошинский, Л. К. Книппер.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета