[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГОТЬЕ (Gautier) Теофиль (31.8.1811, Тарб, - 24.10.1872, Нёйи, близ Парижа), французский писатель, поэт, критик. Эстетика Г. была в принципе эклектична, его взгляды эволюционировали от "воинствующего" романтизма к эстетизму парнасцев. Однако как балетный критик Г. поддерживал романтич. направление, считая его единственно жизнеспособным. Суждения Г. не носили характера стройной системы взглядов на хореографич. искусство. Оценивая каждое художеств. явление, он руководствовался своим артистич. чутьём и чувством прекрасного. Его рецензии, написанные сразу после увиденного представления, не потеряли ценности и в наши дни благодаря своим лит. достоинствам. Умение Г. передать в слове образ и атмосферу спектакля сделало бессмертными творения артистов балета 19 в.: М. Тальони, Ф. Эльслер, К. Гризи и др. Вкладом Г. в развитие балетного искусства стало и создание сценария (совм. с Ж. Сен-Жоржем и Ж. Коралли) балета "Жизель, или Вилисы" (1841), продолжившего линию романтического балета 1830-х гг.
Интерес Г. к загадочному пышному Востоку, к фольклору дальних стран проявился в написанных им сценариях балетов: "Пери" Бургмюллера (совм. с Ж. Коралли, 1843, парижская Опера, балетм. Коралли), "Селам" Рейера (1850, Париж, Итальянский театр), "Пакеретта" Бенуа (совм. с А. Сен-Леоном, 1851, там же, балетм. Сен-Леон), "Джемма" Габриелли (1854, там же, балетм. Ф. Черрито), "Бандит Янко" Дельдевеза (1858, театр "Порт-Сен-Мартен", Париж, балетм. Оноре), "Шакунтала" Рейера (1858, парижская Опера, балетм. Л. Петипа). Неосуществлённым остался сценарий пантомимы "Влюблённая статуя" (1853). Прозаич. произведения Г. "Роман мумии" и "Царь Кандавл" легли в основу балетов М. Петипа "Дочь фараона" (1862, Мариинский театр, Петербург) и "Царь Кандавл" (1868, там же). Новелла "Омфала" использована А. Бенуа для сценария балета "Павильон Армиды" (композитор Н. Н. Черепнин, 1907, там же, балетмейстер М. М. Фокин).
Г. посетил Россию (1860) и высоко оценил рус. балетный театр, в особенности ансамблевый танец, мастерство которого в ту пору было уже утрачено франц. балетом.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета