[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ГРИЗИ (Grisi) Карлотта (28.6.1819, Визинада, - 25.5.1899, Сен-Жан, близ Женевы), итальянская артистка и певица. Одна из видных представительниц романтич. балета. Род в артистич. семье. Училась в Милане у Гийе. Дебютировала в 1832 в миланском театре "Каноббиана" (в балете "Семеро новобранцев", балетм. Л. Астольфи). В 1833 переехала в Неаполь, где встретила балетмейстера и танцовщика Ж. Перро, во многом определившего дальнейшую творч. судьбу артистки. Выступала с Перро в Лондоне (1836, балет "Соловей"), затем в 1840 в Париже как певица и танцовщица (опера "Цыган" Фонтана, балетм. Ж. Перро). В 1841 дебютировала в парижской Опере в дивертисменте в опере "Фаворитка" Доницетти (балетм. Перро; совм. с Перро в па-де-де). В этом же театре была первой исполнительницей партии Жизели (1841, балетм. Ж. Коралли и Ж. Перро), принесшей ей мировую славу (либретто написано Т. Готье, с учётом индивидуальности Г.); с большим успехом танцевала гл. партии в балетах "Гентская красавица" Адана (1842, балетм. Альбер), "Пери" Бургмюллера (1843, балетм. Коралли), "Пахита" Дельдевеза (1846, балетм. Ж. Мазилье). В 1842-51 регулярно выступала в Лондоне в балетах: "Эсмеральда" (1844); "Четыре стихии" Байетти (1847), "Па-де-катр" (1845) и "Времена года" Пуньи (1848) - все в пост. Перро. В этих балетах Г. танцевала с выдающимися балеринами М. Тальони, Л. Гран, Ф. Черрито, К. Розати. В 1850-53 с Перро работала в Петербурге, исполняла гл. партии в балетах: "Жизель"; "Война женщин, или Амазонки IX века", "Газельда, или Цыганы" - оба Пуньи (балетм. Перро); "Венгерская хижина" Венюа (балетм. Ш. Дидло) и "Амур и Психея" Мартена (балетм. Ш. Ле Пик). В России Г. закончила свою сценич. деятельность.
Г. обладала необычайно развитой техникой: превосходной элевацией и виртуозностью в исполнении сложных элементов, которыми изобиловали её лучшие партии [Жизель, Эсмеральда, Пахита; Пери ("Пери") и др.], чёткостью фиксации. Критики и литераторы (Т. Готье, Т. де Банвиль и др.) отмечали её драматич. талант и неповторимую индивидуальность. Г. была почти идеальной романтич. танцовщицей, предвосхитившей многие достижения в области виртуозного женского танца итал. школы 2-й пол. 19 в.
Среди др. работ Г. гл. партии в пост. балетмейстеров: Ф. Тальони - "Нимфа и бабочка", "Сильфида"; Мазилье - "Своенравная жена" (1845) и "Гризельда" (1848) Адана; Перро - "Питомица фей" Адана (1849); П. Тальони - "Метаморфозы" Пуньи (1850), а также сольные партии в дивертисментах в операх "Дон Жуан" Моцарта, "Жидовка", "Буря" (мимич. партия Ариэля) Галеви.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета