[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ХАМФРИ (Humphrey) Дорис (17.10.1895, Ок-Парк, шт. Иллинойс, - 29.12.1958, Нью-Йорк), американская артистка, хореограф, педагог и теоретик танца. Училась в школе Ф. У. Паркер (Чикаго), затем у Р. Сен-Дени и Т. Шоуна, с 1917 работала в труппе "Денишоун", с которой в 1925-26 гастролировала по странам Азии. На художеств. мировоззрение Х. оказали влияние знакомство с искусством Востока, а также изучение многонац. фольклора США. В 1928 совм. с Ч. Вейдманом организовала школу и труппу в Нью-Йорке, где ставила спектакли (до 1945, когда прекратила исполнит. деятельность). С 1934 одновременно преподавала в Беннингтонской танц. школе, в 1955 основала в Джульярдской школе театр танца. С 1945 с Х. Лимоном возглавляла его труппу. Среди пост.: "Трагическая соната" (без муз. сопровождения, 1923), "Этюд, посвященный воде" (без муз. сопровождения, 1928), "Трясуны" (на фольклорную музыку, 1930), трилогия на муз. У. Риггера: "Новый танец", "Театральный эпизод", "С моими красными огнями" (1935-36, две первые части совм. с Вейдманом); "Расследование" на муз. Ллойда (1944), "Плач по Игнасио Санчесу Мехиас" на муз. Ллойда (1945, по Ф. Гарсии Лорке), "День на земле" на муз. Копленда (1947), "Развалины и видения" на муз. Бриттена (1953), "Погружение в сон" на муз. Петрасси (1957). Х. - один из основоположников и ведущих деятелей амер. танца модерн. Создала теорию, согласно которой все телодвижения представляют собой разл. фазы и вариации двух осн. моментов - падения и вставания. Они имеют размах колебаний в границах между неподвижностью равновесия (вертикальное положение) и крайней степенью его нарушения, когда тело полностью находится во власти земного притяжения (горизонтальное положение). Исходя из этого, Х. разработала совм. с Вейдманом методику анализа композиционной, ритмич. и пластико-динамич. структуры танца. Изложила свою теорию в ряде книг. Как ведущий педагог Х. стремилась развивать артистич. индивидуальность так, чтобы каждый танцовщик пришёл к собств. форме танца. Ученики Х. - хореографы Х. Лимон, С. Ширер, П. Конер, А. Эйли и др.
Соч.: The Art of making dances, N. Y., [1959]; New dance..., N. Y., 1966.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета