[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ХАРАНГОЗО (Harangozo) Дьюла (19.4.1908, Будапешт, - 30.10.1974, там же), венгерский артист и балетмейстер. Нар. арт. ВНР (1952). Учился у Э. Брады (1925-28). С 1926 в труппе Венг. оперного театра. Дебютировал в 1927 в трепаке ("Щелкунчик"). В 1928 исполнил первую значит. партию Коррехидора ("Треуголка") и вскоре стал солистом. Среди партий: Принц ("Деревянный принц"); Управляющий имением ("Платочек"); Mirigylet ("Чонгор и Тюнде" Вайнера), Пьяный сторож ("Венгерские фантазии" на муз. Листа), Коппелиус, все - балетм. Я. Цеплиньский. В этих ролях присутствовали сатирич. и иронич. нотки, критич. отношение к героям, но вместе с тем терпимость к человеческим недостаткам, что роднит творчество Х. с искусством Ч. Чаплина. Дебютировал как хореограф в драматич. спектакле "Трагедия человека" Мадача, поставленном в Сегеде. Первый самостоят. балет Х. - "Сцена в корчме" Хубаи (1936, Венг. оперный театр) - принёс ему широкую известность. Назначенный балетмейстером театра, Х. был послан в Лондон, где неск. лет знакомился с работами М. М. Фокина и главным образом Л. Ф. Мясина. В последующие годы Х. ставил одноактные балеты, в которых определился его творч. почерк: танец, насыщенный драматизмом, богатый жизненными характеристиками, динамикой и темпераментом; использование пантомимы, выразительность нар. сцен. введение бытовых жестов. Классический танец у Х. служит одним из гл. выразит. средств в создании балетно-драматич. действия. Для Х. характерно тяготение к венг. и европ. музыке кон. 19 в.: "Может быть завтра?" Кенешшеи (1937, Театр оперетты "Феварош"), "Половецкие пляски" (1938); "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (1939), "Грезы любви" на муз. Листа (1942) и др. В 1938-41 ставил венг. танцы в спектаклях театров Флоренции, Милана, Берлина. В 1945 осуществил пост. "Чудесного мандарина" (Венг. оперный театр). Затем поставил "Треуголку" (1947), "Концерт на площади" на муз. И. Штрауса (1948) и "Хитрые студенты" Фаркаша (1949), в котором проявилось влияние венг. нар. искусства. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в балетах "Платочек" и новом варианте "Коппелии" - одной из наиболее удачных работ Х. В 1950-60-х гг. худ. рук. балетной труппы Венг. оперного театра. Среди др. пост.: новые редакции - "Треуголка", "Шехеразада" (оба - 1959); ряд возобн. - "Половецкие пляски" (1961, 1971), "Концерт на площади" (1968), "Хитрые студенты" (1975). Ставил балеты в Сегеде, Пече, Софии, Клуже, Братиславе, Саратове и др. Х. - один из видных характерных танцовщиков и крупнейший хореограф 20 в., оказавший большое влияние на развитие венг. балетного театра. Балеты Х. входят в репертуар многих зарубежных трупп. Пр. им. Кошута (1956). "Может быть завтра?". Балетм. Д. Харангозо

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета