[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ХИЛЬФЕРДИНГ (Hilverding) Франц Антон Кристоф (1710, Вена, - 29.5.1768, там же), австрийский артист и балетмейстер. Учился в Париже у М. Блонди. С нач. 1740-х гг. работал в Вене ("Бургтеатр" и "Кернтнертортеатр"). Ставил балеты различных жанров, в т. ч. небольшие характерные сцены из гор. быта ("Прядильщица, или Голландский трактир", "Кума, подай мне кочергу" и др.). В 1742 создал 3 пантомимных балета - переложения франц. трагедий "Британик" Расина, "Идоменей" Кребийона и "Альзира" Вольтера. Позднее Х. обратился к мифологич. тематике, поставив лирич. балеты: "Пигмалион", "Вакх и Ариадна", "Амур и Психея", "Венера и Адонис" и др. В 1759-64 работал в России, где поставил более 20 балетов, среди которых: "Прибежище добродетели" (1759, сцен. А. П. Сумароков), "Возвращение Весны, или Победа Флоры над Бореем" (1760), "Пигмалион, или Ожившая статуя" (1763), а также "Амур и Психея" Манфредини (1762). Вёл педагогическую работу. В 1764 Х. вернулся в Вену, где пост. балеты: "Триумф любви" и "Любовники, защищённые любовью" (оба - 1765). Х. - один из виднейших балетмейстеров эпохи Просвещения, предшественник Анджолини и Новера в создании балетного спектакля, в котором сюжет воплощается средствами самостоятельного балетного действия. Он стремился к слиянию танца и пантомимы в единое целое. Эмоциональная насыщенность его балетов потребовала обновления танц. техники и большего внимания к мимике.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета