[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ХОРЕОГРАФИЯ (от греч. choreia - пляска и grapho - пишу), 1) Запись танца (первоначальное значение). 2) Танц. искусство в целом, во всех его разновидностях (значение термина "Х." с конца 19 в.). Искусство Х. основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях чело- веческого тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Такие "говорящие" характерно-выразительные элементы, рождённые в реальной жизни, принято называть пластич. интонациями или мотивами. В них коренятся истоки образной природы Х. Она основана на том, что характерно-выразительные пластич. мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обобщаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого. Х. - искусство изначально синтетическое, ибо вне музыки, усиливающей выразительность танц. пластики, дающей ей эмоциональную и ритмич. основу, оно не может существовать. Ритм ударных инструментов, сопровождающий танцы некоторых вост. и афр. народов, - это уже разновидность музыки. Вместе с тем Х. - зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временнбя, но и пространственная композиция танца, зримый облик танцующих (отсюда - роль костюма, декоративного оформления и др.). Высшая форма Х. - балет, который одновременно является и разновидностью муз. театра.
Искусство Х. зародилось в глубокой древности. Уже в первобытную эпоху возник танец как непосредственное выражение радости людей по поводу успешного завершения их трудовой или военной деятельности. Он был основан на воспроизведении соответствующих движений, имел первоначально религиозно-магич. значение, был неотделим от обрядов. В классовом обществе произошло разделение танца на нар. и профессиональный. Нар. танец долгое время сохранял связь с трудовыми процессами, языческими и бытовыми обрядами (танц. пантомимы в Др. Китае и Др. Индии, древнегреческие дионисийские игры, русские масленичные игры и др.). В нём находили выражение чувства народа, особенности нац. характера, отражались разл. стороны его жизни. Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и обрядами, танец приобрёл значение искусства, воплощающего красоту тела, разл. состояния человеческого духа. Уже в античности существовал проф. танец в качестве зрелища, аналогичного театральному. С кон. 16 в. начал формироваться балет, сначала существовавший в виде интермедий и дивертисментов в оперных и драматич. представлениях мифологич. характера, а в 18 в. выделившийся в самостоят. искусство. На протяжении всей своей истории проф. искусство Х. опиралось на нар. танец, заимствовало и претворяло многие его элементы.
В совр. Х. различается танец бытовой (народный и бальный) и сценический (эстрадный и балет). В балете Х. является центром синтеза искусства, органически объединяя в себе музыку и театр. См. также Танец, Балет.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)
ХО..

НОЧНАЯ ТЕНЬ

ОПЕРА-БАЛЕТ

ПАПЛИНЬСКИЙ

ПАРТИЙНОСТЬ

ПЕРЕКРЁСТОК

ПЕТЯ И ВОЛК

ПОДГОРЕЦКАЯ

ПОЦЕЛУЙ ФЕИ

ПРИНЦ ПАГОД

ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПУЛЬЧИНЕЛЛА

РЕШЕТНИКОВА

РОМАНОВСКИЙ

РЯБУШИНСКАЯ

ФЕДОРОВСКИЙ

ФИЛЬМ-БАЛЕТ

ФРЁКЕН ЮЛИЯ

ХЕНЗИ И ТАО

ХИЛЬФЕРДИНГ

ЦЕПЛИНЬСКИЙ

ЧЁРНАЯ ШАЛЬ

ШЕЛИГОВСКИЙ

ШИМАНОВСКИЙ

ШНЕЙЦХОФФЕР

ЭНГЕЛЬБРЕХТ

ЮОЗАПАЙТИТЕ

[c] Энциклопедия балета