[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ИМПРЕССИОНИЗМ (франц. impressionnisme, от impression - впечатление), художественное течение кон. 19 - нач. 20 вв., в основе которого стремление передать мимолётные впечатления, субъективные ощущения и настроения художника. Первоначально возникло во франц.живописи, затем распространилось на др. искусства и страны. В хореографии стремление к фиксации мгновения, свойственное И., опиралось на импро- визационность и противостояло созданию завершённой художеств. формы. В балетном театре, основанном на сложной технике танца и развитых танц. формах, последовательный И. означал бы его самоликвидацию, и потому он не получил значит. распространения. И. проявился главным образом в т. н. свободном танце. А. Дункан отстаивала идею "раскрепощения тела" и интуитивного истолкования музыки, без к.-л. танц. норм. И. в танце получил распространение также в Германии. М. М. Фокин пытался сблизить И. с балетной сценой. Воссоздавая в спектаклях сцены из разл. эпох ("Павильон Армиды", "Шопениана", оба - 1907; "Египетские ночи", 1908, и др.), Фокин прибегал к стилизации. Позднее в его работах всё более размывалась структура танца. Завершённые формы (pas de deux, adagio, вариация и др.) отвергались и даже пародировались (напр., в балете "Синяя борода"). Вместе с тем черты И. в творчестве Фокина - лишь одна из его граней.
В дальнейшем на смену большому спектаклю всё чаще приходит миниатюра. Однако в погоне за верностью передачи мгновенного впечатления происходило измельчание тематики, пренебрежение сценарной драматургией. И. быстро исчерпал свои возможности.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета