[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ИОГАНСОН Анна Христиановна (1860, Петербург, - 1917, Петроград), русская артистка и педагог. Училась у отца - Х. П. Иогансона, в Петерб. театр. училище. В 1878 дебютировала на сцене Мариинского театра в балете "Эсмеральда"; выступала до 1898. И. - классич. балерина, соединявшая виртуозность, унаследованную от отца, и грацию, мягкость, благородство, приобретённые в работе с балетм. М. И. Петипа. Это обеспечило ей длительный успех в балетах "Жизель"; "Кипрская статуя" Трубецкого, "Своенравная жена" Адана, "Весталка" Иванова, "Роксана" Минкуса, "Катарина" Пуньи, "Пакеретта" Бенуа и Пуньи, "Гарлемский тюльпан" Шеля, "Баядерка", "Пахита", "Коппелия", "Царь Кандавл", "Щелкунчик", "Золушка", "Конёк-Горбунок"; "Волшебная флейта" Дриго. В 1-й пост. "Спящей красавицы" танцевала партию феи Бриллиантов. В 1883 гастролировала в Париже, затем в Москве. С 1911 педагог класса усовершенствования артистов Мариинского театра.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

ИОГАНСОН Христиан Петрович [8(20).5.1817, Стокгольм, - 12(25).12.1903, Петербург], артист и педагог. По национальности швед. Хореографич. образование получил в Театр. училище Стокгольма. После дебюта в 1836 на сцене стокгольмского Королевского театра совершенствовался в Копенгагене у А. Бурнонвиля. С 1841 работал в Петербурге. Виртуозный классич. танцовщик и великолепный партнёр, И. отличался подчёркнутым изяществом манер и позировок. С кон. 40-х гг. стал исполнять и пантомимные роли, обнаружив незаурядное актёрское дарование (Пьер Гренгуар - "Эсмеральда", художник Сальватор Роза - "Катарина, дочь разбойника"). И. многое перенял из опыта рус. исполнителей и стал подлинно рус. художником. Был замечательным педагогом классического танца. Преподавал в Петерб. театр. училище с 1860 (официально с 1869). Среди учеников - П. А. Гердт, Н. Г. Легат, М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина. М. И. Петипа, бывая на его уроках, нередко из классных упражнений брал материал для сочиняемых балетов. Представитель балетного академизма, И. своим творчеством утверждал огромную художественную ценность, чистоту и благородство классического танца.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета