[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


ЖАК-ДАЛЬКРОЗ (Jaques-Dalcroze) Эмиль (6.7.1865, Вена, - 1.7.1950, Женева), швейцарский музыкальный педагог, композитор, обществ. деятель, музыковед. Учился в университете и консерватории в Женеве, в Вене - у А. Брукнера (1886), в Париже - у Л. Делиба (1888). В 1892-1910 - профессор Женевской консерватории. В своих трудах Ж.-Д. исследовал влияние муз. ритма на формирование психики. Разработал новый метод обучения музыке, согласно которому для полного и быстрого овладения ритмикой, эмоциональным характером и образным содержанием того или иного муз. произведения оно должно быть "телесно пережито" и претворено в движение. В 1910 организовал Школу музыки и ритма в Хеллерау (близ Дрездена), в 1915 - Институт Жак-Далькроз в Женеве. Предложенная Ж.-Д. система тренажа содействовала развитию абсолютного слуха, способности к муз. и пластич. импровизации. Теории Ж.-Д. получили сценич. воплощение в ритмопластич. интерпретации разл. муз. произведений: от фуг Баха до его собств. сочинений (мимодрама "Эхо и Нарцисс", Хеллерау, 1912).
Школы и институты, подобные созданным Ж.-Д., были открыты в Стокгольме,.Лондоне, Париже, Вене, Барселоне, Нью-Йорке и др. В 1912 Ж.-Д. посетил Россию, где его педагогич. идеи начал пропагандировать С. М. Волконский на Курсах ритмической гимнастики Жака-Далькроза в Петербурге. В 1920-х гг. в Москве и Петрограде существовали Институты ритма по методу Ж.-Д. Среди учеников Ж.-Д. - М. Рамбер, М. Вигман, Х. Хольм; его система оказала влияние на творчество В. Ф. Нижинского, К. Йосса и др.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета