[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


"КАМАРГО", балет в 3 актах 9 картинах. Комп. Л. Минкус, сцен. Ж. Сен-Жорж и М. И. Петипа. 17.12.1872, Мариинский театр, балетм. Петипа, худ. М. И. Бочаров, А. А. Роллер, Г. Г. Вагнер; Камарго - А. Гранцова. 1901, там же, балетм. Л. И. Иванов (по Петипа); Камарго - П. Леньяни (позднее О. И. Преображенская). В этом балете выступала в 1912 А. П. Павлова ("Па-де-труа" с Г. Г. Кякштом и М. М. Фокиным и вариация "Снег").

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

КАМАРГО (Camargo) Мари Анн (настоящая фамилия - Кюпис де Камарго) (15.4.1710, Брюссель, - 28.4.1770, Париж), французская артистка. По нац. испанка. Дочь придворного музыканта. Музыке, пению и танцу училась у деда. Дебютировала в 1720 в брюссельском "Театре де ла Монне". Затем училась в Париже у Ф. Прево, по возвращении в Брюссель заняла положение прима-балерины. Позднее выступала в Руане. Дебютировала в Королевской академии музыки в 1726 в дивертисменте "Характеры танца". Вскоре выдвинулась в число наиболее знаменитых танцовщиц своего времени. Исполняла танц. партии в постановках опер: "Аякс" Бертена, "Преображённые любовные страсти" Буржуа (1726), "Любовь богов" Муре, "Медея и Язон" Саломона (1727), "Принцесса Элиды" Вильнёва (1728), "Тарсис и Зели" Ребеля и Франкёра (1728); балетные антре в лирич. трагедиях Ж. Б. Люлли - "Роланд" (1727), "Альцеста, или Торжество Алкида", "Беллерофон" 1728), "Тезей" (1729), "Фаэтон" (1730), "Амадис" (1731), "Изида" (1732) и др. В 1735 оставила сцену, в 1740 вернулась в театр и вскоре заняла место первой танцовщицы. Выступала в постановках опер-балетов, лирич. трагедий и героич. пасторалей Ж. Ф. Рамо - "Галантная Индия" (1743), "Празднества Полимнии" (1745), "Храм Славы" (1746), "Празднества Гебы, или Лирические таланты" (1747), "Празднества Гименея и Амура" (1748), "Заис" (1748), "Наис" (1749), "Зороастр" (1749). Вышла на пенсию в 1751. Последний раз выступала на сцене в 1753 в героич. пасторали Мондонвиля "Титон и Аврора".
К. с особым блеском исполняла танцы в быстром темпе, её танцевальная техника складывалась под влиянием танцов- щиков-виртуозов (Пекур, Дюпре и др.). Она ввела в женский танец сложные па (антраша-катр и др.), ранее исполнявшиеся только мужчинами. Использовала новые движения, постоянно усложняя и варьируя их, чтобы разнообразить однотипные антре. Новаторство К. проявилось главным образом в сфере чистого танца, т. к. жанр сюжетного балетного спектакля к сер. 18 в. ещё не сложился, а в операх и лирич. трагедиях, ставившихся в Королевской академии музыки, исполнялись лишь вставные балетные номера и отдельные танцы (менуэты, гавоты, мателоты, ригодоны, тамбурины и др.). Усложнение техники танца потребовало изменений костюма. Тяжёлые платья сковывали танцовщицу. К. сначала облегчила, а затем укоротила их, устранив громоздкие фижмы и тяжёлый каркас ("панье"). К. заменила и обувь, т. к. высокий каблук мешал выполнению пируэтов и заносок.
Жизнь К. послужила сюжетом для оперы Э. де Лева, оперетт Ш. Лекока и Понкале и балетов К. Даль Арджине, Л. Минкуса и Д. Брайта. К. неоднократно изображал художник Н. Ланкре.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета