[на главную] А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..


КАРПАКОВА (по мужу - Богданова) Татьяна Сергеевна [ок. 1812 - 31.10 (12.11). 1842], русская артистка. Окончила Моск. театр. школу в 1831. Ученица Ф. Гюллень-Сор. С 1824 выступала на сцене Большого театра в дивертисментах, в детских партиях балетных спектаклей, в водевилях. В 1831-40 танцовщица Большого театра. Деятельность К. протекала на закате эпохи драматич. балета. Свои осн. партии К. исполняла в пост. балетм. Ф. Гюллень-Сор: Розальба ("Розальба" на музыку Обера, Россини, Эрколани), Фенелла ("Фенелла" на муз. одноим. оперы Обера, 1836) и др. В этих и др. партиях, как лирико-комедийных, так и трагедийных, проявилось мимич. дарование К., сочетавшееся с высокой танцевальной техникой. Лёгкий, воздушный танец К. отличался поэтич. выразительностью, отмеченной С. Т. Аксаковым. Дочерью К. была известная балерина Н. К. Богданова.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

КАРПАКОВА Полина (Пелагея) Михайловна [26.4 (8.5). 1845 - 1920], русская артистка. Дочь танцовщика Большого театра М. С. Карпакова. Племянница Т. С. Карпаковой, сестра танцовщицы Н. М. Карпаковой. Окончила балетное отд. Моск. театр. школы в 1865 (педагог К. Блазис). В том же году принята в труппу Большого театра. Ученицей исполняла ответственные партии. В 1863 выступила в роли Сильфиды ("Сильфида"). В дальнейшем - одна из ведущих танцовщиц театра. К. были близки формы романтич. балета, в них обнаруживались мягкость, певучесть, грация поз и движений танцовщицы. Исполняла разнообразные партии: Рыбачка ("Дочь фараона") и Сатанилла ("Сатанилла" Бенуа) - пост. М. И. Петипа; Царица русалок ("Папоротник" Гербера, балетм. С. Соколов), Сараваста ("Дева ада" Невкура) и Арифа ("Арифа" Гербера) - пост. Й. Хансен, Елена (опера "Роберт-дьявол" Мейербера) и др. Исполнительница партии Одетты в первой пост. "Лебединого озера" (1877, балетм. В. Рейзингер). Оставила сцену в 1883.

(Источник: Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981)

[c] Энциклопедия балета